Эволюция машины формула 1

Эволюция болидов «королевских гонок»

17 марта в Мельбурне (Австралия) на треке «Альберт-Парк» стартует юбилейный, 70-й, сезон «Формулы-1». В преддверии этого события Prosports.kz вспоминает культовые болиды за многолетнюю историю королевы автоспорта.

Alfa Romeo 158

Впервые чемпионат мира Международная автомобильная федерация (FIA) провела в 1950 году. Сама же «Формула-1» фактически была создана в 1946 году. Годом позже была основана прародительница серии – «Формула-А». В дебютном чемпионате 1950 года приняло участие 16 команд, пять из которых были заводскими. Календарь тех лет традиционно состоял из шести европейских Гран-при и легендарной гонки «500 миль Индианаполиса», правда, участие в последней принимали не многие. Стоить отметить, что до конца 50-х Кубок конструкторов не разыгрывался. Доминирующей силой тех лет стал болид Alfa Romeo 158, построенный еще в 1938 году для чемпионата «Формулы-2», ранее носившего название Voiturette. Удивительно, но легендарный болид 12-летней давности стал главенствующей силой в первые годы «Формулы-1». В конце 30-х он получил двигатель объемом 1,5 литра на основе V-образного 16-цилиндрового двигателя.

К старту первого чемпионата Ф-1 итальянские инженеры сумели выжать из машины 350 л.с. – немыслимая цифра для тех лет. Неудивительно, что чемпионом в тот год стал итальянец Нино Фарина, ненамного опередивший своего напарника Хуана Мануэля Фанхио, который в будущем выиграет пять титулов за семь лет. Стоит отметить, что именно в миланской команде свою карьеру начал великий Энцо Феррари. Успех «Альфы» вдохновил его на создание своей команды.

Ferrari 500 и Mercedes-Benz W196

В 1952 году команда «Альфа Ромео» покинула «Формулу-1», и в следующие два года чемпионат разыгрывали на технике «Формулы-2». Именно в эти два года (1952-1953) доминировала техника Ferrari, если быть точнее, то болид Ferrari 500, за рулем которого Альберто Аскари из Италии оформил два чемпионских титула. Основная борьба за чемпионство в середине тех лет развернулась между болидами Ferrari и немецкими Mercedes-Benz. В ответ на 500-ю модель немецкие инженеры создали монстра, получившего название W196. С 1954 по 1955 год на Гран-при доминировал именно этот болид. Благодаря обтекаемому кузову и закрытым колесам 196-я модель завоевала два чемпионских титула для Хуана Мануэля Фанхио. На успехе тех лет команда из Германии получила название «Серебряные стрелы». Но ее невероятный успех был омрачен аварией на гонке «24 часа Ле-Мана» в 1955 году, когда пилот команды Пьер Левега влетел в толпу зрителей. Тот инцидент унес жизни 83 человек, а 120 получили ранения. В знак уважения к погибшим команда ушла из автоспорта в целом. Лишь в середине 80-х годов прошлого столетия коллектив начал выступать в DTM, а полноценного возвращения в «Формулу-1» в качестве заводской команды пришлось ждать аж до 2010 года.

Приход британцев

Середина 60-х годов ознаменовалась приходом в мир «Формулы-1» производителей и пилотов из Туманного Альбиона. Вплоть до 2000-х команды из Британии были главенствующей силой в чемпионате. Первым чемпионским болидом из Британии стал маленький среднемоторный Cooper T43 Climax. На нем
в 1958 году легенда автоспорта Джек Брэбем пришел к первому из трех чемпионских титулов.

Следующего прорыва ждать пришлось недолго. В 1962 году известный британский инженер Колин Чепмен создал Lotus 25 Climax, ставший первым болидом, в конструкции которого использовался монокок. К концу 60-х годов серия пошла по пути активного развития аэродинамики. Болиды приняли более плавные линии, а Колин Чепмен вновь пришел к гениальному решению. В сезоне 1969 года дебютировало его творение Lotus 49 B. Ключевой особенностью 49-й модели стало использование антикрыльев. В тот же год практически все команды пошли по этому пути, и зрители запомнили огромные задние крылья, напоминавшие лавки. Идея из американской серии Can-Am не прижилась и была запрещена годом позже.

Золотые 70-е и шестиколесные болиды

Инженерный гений Колин Чепмен не остановился на успехе 60-х и уже в следующем десятилетии представил миру Lotus 72/72 D Ford. В начале семидесятых Чепмен отметился идеей о переносе радиаторов из носовой части болида ближе к двигателю. Так «Формула-1» получила боковые понтоны. В 1972 году Эмерсон Фиттипальди за рулем 72-й модели стал чемпионом мира. Также в те годы отлично себя показывали модели легендарного новозеландца Брюса Макларена. В 1974-м на свет появился болид McLaren M23 Ford, получивший среди фанатов название «утюг» из-за высоких воздухозаборников за головой пилота. Именно на таком «утюге» Фиттипальди оформил второй чемпионский титул.

Нельзя не упомянуть один из самых странных болидов в истории чемпионата – Tyrrell P43 Ford. В 1976 году конструктор Дерек Гарднер показал миру Tyrrel, получивший шесть колес. Хоть никто и не стал чемпионом на этой машине, но за два сезона она завоевала 15 подиумов и одну победу. В 1978 году вновь Колин Чепмен создал один из самых знаковых болидов в истории Ф-1 – Lotus 78. Потрясающий внешне он оказался еще более впечатляющим изнутри. Черно-золотой болид использовал новую аэродинамику, превратив нижнюю часть в одно большое антикрыло. Это позволило машине прилипать к асфальту, а пилотам – проходить повороты на безумных скоростях.

Читайте также:  Швейные машины в сезоне

Культовый MP4/4 и турбоэра

Середина 80-х и начало 90-х ознаменовались тотальным господством команды McLaren на двигателях Honda. Культовую пару McLaren/Honda и Сенна/Прост знают даже далекие от «Формулы-1» люди. Вторая половина 80-х прошла под полную диктовку McLaren во главе с конструктором Гордоном Марри. Мощность в те годы благодаря турбодвигателям перешагнула отметку в 1300 лошадиных сил. Самым культовым болидом той эпохи стал McLaren MP4/4 1988 года. Ален Прост и Айртон Сенна в том сезоне выиграли 15 из 16 гонок, заработав в сумме 199 очков. Болид по праву считается классикой в мире «Формулы-1», а красно-белая раскраска ассоциируется с Айртоном Сенной.

В 1992 году команде Williams все же удалось одолеть британцев благодаря болиду FW41B. 10-цилиндровый мотор «Рено» вкупе с отличной электроникой позволил брутальному Найджелу Мэнселлу прийти к чемпионству.

Начало 2000-х ознаменовалось царствованием команды Ferrari, а тройка Шумахер – Браун – Тодт стала культовой. Болид итальянской команды стал настоящим самовозом, что позволило команде и Шумахеру завоевать пять чемпионских титулов кряду. Безусловно, это одно из самых громких доминирований в «Формуле-1».

В целом XXI век стал веком преимущества одной команды. Если Ferrari правила чемпионатом до середины 2000-х, то в начале десятых на трон взошла команда RedBull. Благодаря одному из самых успешных конструкторов в истории Эдриану Ньюи команда из Австрии завоевала четыре Кубка конструкторов. Конюшня из Милтон-Кейнса была лучшей до смены регламента в 2014 году. Главной особенностью болидов RB стала высокая прижимная сила.

С 2014-го по настоящее время чемпионат проходит под диктовку Mercedes. К смене регламента команда из Германии готовилась долгие четыре года, но позже была сполна вознаграждена за это. Создав настоящего монстра, команда завоевала пять чемпионских титулов кряду, а Льюис Хэмилтон оформил уже пятый титул в карьере. По итогам прошлого сезона можно с уверенностью заявить, что доминирование команды продолжится и в этом сезоне.

Источник

Эволюция болидов Формулы 1

Феррари 500 (Ferrari 500) — 1952 г. (Италия) Первые два сезона в Формуле 1(1950–1951) остались за командой Альфа Ромео. Но после ухода из гонок Альфа Ромео, команда Феррари (Ferrari) выглядела более уверенно и доминировала над остальными участниками в следующих сезонах, так как была единственной из команд, которая спроектировала автомобиль специально для этих правил. В 1952 году итальянец Альберто Аскари за рулём Ferrari 500 стал чемпионом, выиграв шесть из семи гонок.

Болид имел четырехцилиндровый двигатель мощностью 170 л.с. при 7200 об./мин, трубчатое шасси и задний мост типа «Де Дион». Cooper Climax

T51 — 1959 г. (Великобритания) В 1959 году революцию среди болидов совершила команда Купер, построив первый заднемоторный болид. Купер T43/T51 славились очень хорошей управляемостью, но слабым мотором. Результат не заставил себя долго ждать и в двух последующих годах (1959–1960) Джек Брэбэм стал чемпионом. В 1961 году уже все участники чемпионата перешли на заднемоторную конструкцию автомобилей.

Объем двигателя составлял всего 1960 куб.см, что, разумеется, не соответствовало большим возможностям машины. С 1959 года применялся четырехцилиндровый двигатель Climax (2495 куб.см) мощностью 240 л.с. при 6750 об/мин.

Ferrari 156 F1 ‘Sharknose’ — 1961 г. (Италия) Команда «Ferrari», пожертвовав сезоном 1960 года, подготовила к 1961 году заднемоторную модель «-156», оснащенную совершенно новым двигателем V6, мощность которого достигала 180, а позже — и 190 л.с. На нем Фил Хилл завоевал звание чемпиона мира.

До 1973 года кузов делался из алюминия. Шестицилиндровый двигатель (угол между цилиндрами 120 градусов) имел объем 1498 куб.см. Мощность составлял 190 л.с. при 9500 об/мин.

Lotus 25 — 1963 г. (Великобритания) Большой скачок в развитии шин, а также новые правила в 1961 году вынуждали проектировщиков Формулы 1 придумывать все более прочные, и в то же время более легкие болиды. В 1963 году команда Лотус (одна из ведущих команд Формулы-1 в 60-е и 70-е годы) впервые использовала в конструкции автомобилей монокок, заимствовав такую конструкцию из авиационной промышленности. Колин Чепмен придумал инновационную идею для своего нового автомобиля Формулы-1. Хотя принцип конструкций с несущим кузовом не был нов, использование его для построения одноместного гоночного болида было в первый раз. Проект Чепмена состоял из двух алюминиевых понтонов, которые сформировали стороны автомобиля. Эти две структуры скреплялись вместе, создавая трубчатую конструкцию, которая вместе с нижними рамами для передней и задней подвески сформировала шасси. Установленный двигатель V8, также придавал дополнительную конструкции. Алюминиевые понтоны использовались как топливные баки, улучшая сцепление.

Matra MS 80 — 1969 г. (Франция) За первые пятьдесят лет автомобилей Франция была значимым игроком в международном гоночном мире, представленном легендарными изготовителями как Ballot, Delage и Bugatti. Ни один из них не пережил первые годы после второй мировой войны. К 1960-ым лидирующие позиции в гонках Формула 1 занимали Ferrari с одной стороны и Британцы Cooper, BRM и Lotus с другой. К сезону 69 года команда построила блестящий болид, на котором Джеки Стюарт уверенно выиграл чемпионат.

Читайте также:  Швейная машина марки singer

Tyrrell P34 — 1976 г. (Великобритания) Пожалуй, одним из самых необычных болидов в истории был шестиколёсный P34 команды Tyrrell. В конце 1960-ых начале 1970-ых в автомобилестроение пришло понимание важности аэродинамики. Основными ключевыми факторами теперь были прижимная сила и скольжение; прижимную силу старались увеличить, в то время как скольжение пытались максимально избежать

Дерек Гарднер в 1976 году спроектировал новый автомобиль Формулы 1, основанный на идее уменьшения скольжения, при этом, не теряя прижимной силы. Гарднер понял, что такой эффект он может получить, уменьшив диаметр передних колес, и вместе с поставщиком шин Goodyear развивал10-дюймовый вариант переднего колеса. Основная особенность задумки Гарднера была снабдить новый гоночный автомобиль четырьмя передними колесами, чтобы компенсировать потерю сцепления. Инновационные шестиколесный проект Tyrrell P34 ошеломил даже самых посвященных лиц спорта и что удивительно все это еще и работало.

Renault RS01 — 1977 г. (Франция) Эпоха двигателей с турбонаддувом началась с приходом Renault в Формулу 1. В 1977 году модель Renault RS01 впервые приняла участие в Гран при Англии. Преимущества турбокомпрессора с передаточным соотношением 1:2 по сравнению с традиционными моторами Cosworth и Ferrari были очевидны.

На Renault RS01 устанавливался шестицилиндровый V-образный двигатель (1492 куб.см), развивающий мощность около 500 л.с. при 11000 об/мин. В первой модели применялась одноступенчатая система турбонаддува. В начале своей карьеры Renault RS01 был хронически ненадежным и заработал прозвище «желтый заварной чайник», данное ему конкурирующими командами.

Lotus 79 — 1978 г. (Великобритания) Со второй половины 1960-ых аэродинамика становилась все более значимой характеристикой для проектировщиков гоночных автомобилей. На гоночных автомобилях Формулы 1 появились спойлеры и аэродинамические крылья, которые создавали прижимную силу и увеличивали стабильность на высоких скоростях. Несколько лет спустя основатель Lotus и главный проектировщик Колин Чепмен нашел иной способ увеличить прижимную силу, не используя дополнительные вентиляторы. Он сконструировал особый профиль крыла, вследствие которого воздух под автомобилем ускорялся, создавая область более низкого давления.

Марио Андретти выиграл на Lotus шесть гонок Гран при и стал чемпионом мира. Характеристики: Двигатель: Ford Cosworth DFV, 3.0 л, 465 л.с. V8, 90°, атмосферный, Трансмиссия: Hewland FG 400, 5 скоростей ручная

Ferrari 312T4 — 1979 г. (Италия) К 1979 году Ferrari с помощью компании Fiat и Pininfarina адаптировала успешную модель Ferrari 312T к использованию эффекта прижимной силы, даже при том, что относительно широкий плоский 12-ти цилиндровый двигатель не учитывал трубки Вентури, столь широко используемые у конкурентов.

Хоть не столь быстрый как Renault на прямых участках и не столь быстрый в прохождении поворотов, как модели, использующие прижимной эффект, высокая надежность и бойцовские качества Ferrari 312T4 позволили команде Ferrari еще раз одержать победу в чемпионате мира еще завоевать кубок конструктора. Это была последняя победа Ferrari в 20 веке.

Williams FW07 — 1980 г. (Великобритания) Одержав на этой машине пять побед на Гран при в сезоне 1979 года, австралиец Алан Джонс стал в 1980 году чемпионом мира. Это был удивительно надежный автомобиль, 21 раз приносивший зачетные очки в первенствах мира.

McLaren Mp4/4 — 1988 г. Сезон 1988 года был последним годом для турбо-двигателей. Конец 1980-х и начало 1990-х годов прошло под знаком легендарного противостояния Айртона Сенны и Алена Проста. Именно из-за него сезон 1988 многими признается лучшим в истории чемпионатов мира.

Один из самых успешных гоночных автомобилей в истории Формулы-1. На нём гонщики McLaren выиграли 15 из 16 гонок в сезоне 1988 года, завоевав 199 очков. Характеристики: Двигатель: Honda RA168E, 1.494 см³, 680 л.с. при 12.500 об./мин., V6 (80o), турбо (огр. 2.5бар) Трансмиссия: McLaren /Weismann, из магниевого сплава, 6 скоростей + 1 задняя, механическая

Williams FW 18 — 1996 г. FW18 стал одним из самых успешных автомобилей в истории Формулы-1. Он позволил команде в 1996 году выиграть Кубок конструкторов с 12 победами в 16 гонках. Деймон Хилл стал Чемпионом мира, дебютант Формулы-1 Жак Вильнёв, одержав 4 победы, стал вторым в зачёте пилотов.

Характеристики: Двигатель: Renault RS8/RS8B, 3.0 л, V10, (67°), атмосферный, Трансмиссия: Williams, 6 скоростей + задняя передача, полуавтоматическая

Ferrari f2004 — 2004 г. Для большинства людей Формула1 ассоциируется с Михаэлем Шумахером и Ferrari. Начало 21 века ознаменовалось новой эпохой. Семикратный чемпион стал самым титулованным гонщиком за всю историю, а команда Ferrari стала символом Формулы 1. В период с 2000 по 2004 год, на протяжении 5 лет подряд, Ferrari выигрывала чемпионат. В 2004 году Ferrari и вовсе выиграла 15 гонок из 18-ти. Характеристики: Двигатель: Ferrari 053, 3.0 л, V10, (90°), атмосферный, Трансмиссия: из титанового сплава с углеродными вставками, 7 скоростей + задняя передача, полуавтоматическая

Red Bull RB6 — 2010 г. Главным сюрпризом 2010 года стала потрясающая скорость команды Red Bull. Благодаря гению Эдриану Ньюи, команда смогла построить болид, который уверенно выиграл чемпионат, а Феттель стал самым молодым чемпионом Формулы 1 за всю историю.

Характеристики: Двигатель: Renault RS27 (90°) 2.4 л V8, ограничение в 18000 об/мин Трансмиссия: 7 скоростей + 1 задняя передача, продольная, с гидравлической системой для повышения передач и сцепления. В завершение хотелось сказать, что Формула 1 была и остается, прежде всего, спортом высоких технологий. За 60 лет своей истории Формула 1 проделала гигантский путь от примитивных переднемоторных машин до супермощных и быстрых болидов, использующие самые последние достижения в области науки и техники.

Читайте также:  Строительные и дорожные машины ссср

Источник

Vectra, Clio и случайный Jeep: эволюция машин безопасности Формулы 1

Porsche 914 (1973)

Дебют машины безопасности на этапе «Королевских гонок» случился 23 сентября 1973 года на Гран При Канады. И вышел комом. Из-за отсутствия электронного хронометража и общего хаоса, вызванного столкновением Джоди Шектера и Франсуа Севера, организаторы запутались в позициях пилотов и фактически лишили победы Эмерсона Фиттипальди. Впрочем, Porsche 914 в этом нисколько не виноват.

В дальнейшем автомобили немецкой марки выезжали на трассы Гран При еще несколько раз. В 1976 году для гонки в Монако организаторы выбрали Porsche 911 новейшей серии G. А в 1995-м на Спа-Франкоршам отработал 911 GT2 в 993-м кузове.

Lamborghini Countach (1981-1983)

Гран При Монте-Карло всегда был апофеозом эпатажа и настоящей жемчужиной календаря Формулы 1. Неудивительно, что именно здесь с 1981-го по 1983-й годы в роли сейфти-кара использовали суперкар Lamborghini Countach.

В сезоне 1995 года устроители Гран При Канады подготовили на роль машины безопасности модель Diablo, однако гонка прошла без эксцессов и покрасоваться перед телекамерами у суперкара не вышло.

Хроники дедушки Ферручио:

Fiat Tempra (1993)

Нет – это не шутка: организаторы Гран При Бразилии 1993 года посчитали хорошей идеей превратить в сейфти-кар скромный седан
Fiat Tempra со 122 «лошадьми» под капотом. Учитывая, что при движении на небольших скоростях болиды Формулы 1 нередко страдают от перегрева, шквал критики в адрес промоутера была абсолютно оправдан. Про эстетическую составляющую даже говорить не хочется.

Opel Vectra A (1994)

Недалеко от бразильских коллег ушли и устроители злополучного Гран При Сан-Марино 1994 года, унесшего жизни Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера. В «черный уик-энд» машиной безопасности трудился седан Opel Vectra с 2,5-литровым 170-сильным мотором. Вот только его 7,8 секунды до сотни и 233 км/ч максимальной скорости – очень посредственные показатели в данном контексте.

Honda Prelude (1994)

Положа руку на сердце, Honda Prelude четвертого поколения, возглавлявшая пелотон на протяжении нескольких кругов Гран При Японии 1994 года, – вариант также не слишком удачный. Топовый для модели 2,2-литровый атмосферник с отдачей в 200 сил позволяет набирать сотню за 7,1 секунды и разгоняться до 237 км/ч. Хорошо еще имидж более-менее подходящий.

Renault Clio Williams (1996)

Заканчивает (почти) хит-парад не вполне уместных сейфти-каров крохотный хэтч Renault Clio Williams, брошенный в бой промоутером Гран При Аргентины 1996 года.

Помимо громкой приставки к имени (кстати, ту гонку – как и весь чемпионат – выиграл британец Деймон Хилл из команды Williams Renault) спецверсию отличают 147-сильный атмосферник объемом два литра, ненавязчивый стайлинг, а также ограниченный тираж в 500 экземпляров. Разгон до сотни занимает 7,8 секунды. Максимальная скорость – 215 км/ч.

Больше хот-хэтчей здесь:

Модели Mercedes-Benz (1996 – наше время)

Чехарда завершилась лишь под занавес 1996 года, когда ребята из Daimler подписали с чемпионатом эксклюзивный контракт. За четверть века пилотов успели поводить за собой более десятка моделей: C 36 AMG, CLK 55 AMG, CL 55 AMG, SL 55 AMG, CLK 55 AMG, SLK 55 AMG, CLK 63 AMG, SL 63 AMG, SLS AMG GT, а также Mercedes-AMG GT S и Mercedes-AMG GT R. Последний разделит этапы предстоящего сезона с купе Aston Martin Vantage.

Jeep Grand Cherokee (2013)

Впрочем, однажды 25-летняя гегемония «Мерседесов» все же оказалась нарушена. После возгорания болида Марка Уэббера на Гран При Кореи 2013 года ретивые местные маршалы вывели на трассу Jeep Grand Cherokee вопреки распоряжению Чарли Уайтинга (гоночный директор Формулы 1 – прим. Motor1). А опешившим пилотам, разумеется, пришлось сбросить скорость и следовать за лжесейфти-каром.

Новейшие слайд-шоу

В предстоящем сезоне Aston Martin положит конец четвертьвековой монополии Mercedes-Benz. А как обстояли дела еще раньше?

Всего через пару дней этап в Бахрейне откроет 72-й чемпионат мира в истории «Королевских гонок». Однако наш сегодняшний разговор пойдет отнюдь не о пилотах, командах, болидах и инженерах. Вместо этого поговорим о сейфти-карах, чья задача – сравнительно медленно водить за собой пелотон в экстренных ситуациях. Именно машина безопасности задает темп участникам, позволяя маршалам убрать с трассы обломки после столкновений.

Если вы хоть самую малость интересуетесь Формулой 1, наверняка знаете: на протяжении последних 25 лет эксклюзивное право на поставку автомобилей безопасности принадлежало компании Mercedes-Benz. Однако этот бастион пал: в сезоне 2021 года на двенадцати этапах из двадцати трех роль сейфти-кара сыграет суперкар Aston Martin Vantage, вооруженный форсированной до 535 сил четырехлитровой «битурбовосьмеркой» и бывшим пилотом DTM Берндтом Майландером.

Пользуясь ситуацией, мы решили вспомнить и другие автомобили, которым доводилось возглавлять пелотон «Королевских гонок». И да – ими отнюдь не всегда оказывались спортивные быстрые модели.

Источник

То, что вы хотели знать