Сочинение сон святослава и его золотое слово

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «»Золотое слово» Святослава» (по «Слову о полку Игореве»)

«Слово о полку Игореве» — это произведение, пронизанное любовью к Родине. Его основная мысль — призыв русских князей к объединению, который выражен в пламенной речи Святослава. Киевский князь, выступающий образцом централизованной власти, произносит «золотое слово» после вещего сна.

Текст «золотого слова» напоминает старославянский плач, он обращен (как у Ярославны) к отсутствующим сейчас — молодым князьям и Игорю. Святослав плачет, горюя о потере — «златое слово со слезами смешано».

Основная мысль — упрек князей в самоуверенности и самонадеянности. Они в первую очередь искали славы для себя, а не для Родины («вы решили бить наудалую»). Такое поведение противоречит кодексу чести не только Святослава, но и автора «Слова о полку…» — обратившись за помощью к другим князьям, Игорь не потерпел бы поражения в составе малочисленного отряда против превосходящих сил половцев.

С точки зрения молодых феодалов, Игорь поступил «по чести» — пошел против сильных врагов, дрался, и единственное, в чем он может себя упрекнуть – не погиб, а попал в плен. Святослав признает за Игорем храбрость, но видит и его безрассудство. Осуждаемым соотечественниками он оказался в первую очередь потому, что в поисках личной славы предал русскую землю и подставил ее под угрозу новых вторжений.

Святослав вспоминает великого предка — князя Владимира Красно Солнышко (крестителя Руси), сумевшего объединить враждующие кланы. Он использует все способы и в том числе его авторитет, чтобы убедить князей в своей правоте.

«Золотые слова» адресуются не только молодым князьям, они касаются всех разобщенных в то время удельных правителей. Автор сравнивает прошлое с настоящим, стараясь избегать категорических оценок исторических персонажей. Святослав обращается к каждому князю поименно, находя такие слова, чтобы достучаться до сердец и убедить их в силе и могуществе (Всеволод может веслами воинов вычерпать Волгу, а Осмомысл сумел затворить Дунаю ворота), которые следует поставить на службу Отечеству.

Политика рода Ольговичей, стремящихся к союзу сильнейших русских династий против половцев, воплотилась в призывах мудрого Святослава забыть все распри и объединиться: «Встаньте, государи, за обиду в это черный день!», «Дон зовет нас, княже, кличет нас с тобой!».

В дальнейшем это дало результат — общий поход против главного врага Киевской Руси и победа в почти двухсотлетнем противостоянии. Но до Куликовской битвы и объединения Руси еще очень далеко!

«Золотое слово» Святослава занимает главное место в поэме. Патриот своей Родины, мудрый руководитель, он понял причину русской беды и способ ее решения. В этом и заключается основная идея произведения.

Источник

Сочинение Анализ Золотого слова Святослава (Слово о полку Игореве)

Автор сам характеризует «золотое слово», как близкое к плачам. Некоторые из критиков, говорят, что его слова буквально смешаны со слезами. Да и сам Святослав говорит все слова обращаясь к людям, которые отсутствуют. Он обращается к Игорю и Всеволоду. Здесь можно увидеть параллель с обращением Ярославны, которая обращается к отсутствующим людям. Несмотря на то, что автор слова является фактически неподвижным, его великое слово преодолевает большие расстояния, он сидит на горах, расположенных недалеко от Киева, но обращается он ко всем князьям русским. Он сидит неподвижный, но все вокруг него постоянно движется и приводится в действие, просто его мыслями. Именно он стоит в центре движения российских царей, которыми ему необходимо управлять.

Данное слово он говорит после того, как до него доходят новости о жестком поражении Игоря. Как в летописи, так и в самом повествовании, содержание слова передано достаточно досконально. При этом мысли самого автора совпадают с мыслями князя, высказывающего «золотое слово».

При этом постоянные поиски и желание обрести княжескую славу противоречит настоящему понятию «чести», которое четко сложилось у Святослава, а также у автора произведения, наблюдающего за ситуацией со стороны. При этом если посмотреть на поступки Игоря и Всеволода со стороны феодальной морали, то они не нарушили никаких человеческих законов. По мнению автора и самого Святослава они потеряли честь и достоинство, только потому что свои интересы и желание обрести славу поставили выше интересов родины и страны. Он старается обратиться ко всем князьям Руси, чтобы они пересмотрели свое отношение к сложившейся ситуации.

В конце повествования его обращение смешивается со слезами, он обеспокоен происходящим в стране. Его речи, похожи на обращение Ярославны, которая общается с силами природы, прося их о помощи и поддержке, которая ей просто необходима на данный момент. Святослав надеется, что сможет изменить сложившуюся ситуацию и выйти из нее настоящим победителем. Получится ли у него? Или же все его обращения, перемешанные со слезами, останутся бесполезными и растворяться в воздухе?

Вариант 2

На середине повествования, сам того не зная, читатель переносится в Киев, в покои Святослава, увидевшего вещий сон о том, что войска князей были разбиты. Почувствовав беду, Святослав «изронил свое златое слово».

«-О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.»

Сквозь слезы, киевский князь сетует на князя Игоря, решившего в поисках славы пойти на столь безрассудный поступок, принесший многочисленные потери. Видимо, такова цена признания человека общественностью.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Золотого слова Святослава (Слово о полку Игореве)

Популярные сегодня темы

Женские образы занимают в творчестве Пушкина большую роль. Его героини олицетворяют любовь, спасительное, исцеляющее для человека чувство.

Гоголь написал огромное количество разных произведений, но самым известным из них является «Тарас Бульба». В нем рассказывается об отважных сражениях казаков Запорожской сечи с их врагами.

В нашей повседневной жизни часто приходится выбирать между своими и чужими интересами. Иногда приходится жертвовать удовольствием себя любимого ради дорогих людей. А иногда наоборот, обходя стороннее осуждение,

Одним из второстепенных персонажей произведения является Мокий Парменыч Кнуров, представляющий собой пожилого, состоятельного дельца с громадным состоянием.

Рассказ носит довольно необычное название понять суть которого можно лишь полностью прочитав его. Главным героем своего рассказа В.М. Шукшин сделал простого деревенского работягу по имени Глеб Капустин

Источник

Значение «золотого слова» Святослава

Содержание:

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы, богатый своей идейной духовностью и патриотическим пафосом. Это произведение исключительно содержательное. Читая его вновь и вновь, мы всегда находим в нем новые, не замеченные нами прежде глубины содержания. Высокая идейность «Слова», близость и понимание народной жизни, отточенное мастерство, которое заметно даже в мельчайших деталях текста, — эти стороны древнего памятника обеспечили ему одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.

Основная идея «Слова» — страстный призыв князей русских к единству. Это главная задача, которую поставил перед собой автор. Идея единения реализуется во всей художественной структуре произведения. Особенно четко она прослеживается в «золотом слове» Святослава.

Святослав Всеволодович — убеленный «серебряными сединами» великий князь киевский. От природы он был наделен здравым умом, терпением и осторожностью — качествами, не лишними для мудрого политика. Незадолго до похода Игорева, который подробно описан в «Слове», Святослав созвал великих князей русских с дружинами и общими силами сумел одолеть половцев, разорявших родную землю. Он нанес сокрушительное поражение главному на то время врагу Древней Руси. Автор «Слова о полку Игореве» восхищается победой Святослава Всеволодовича над половцами, славит ее.

С большим чувством Святослав в своем «золотом слове» призывает князей встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!» По мнению Святослава, князьям не следует держать в себе обиды и корыстные цели. Им нужно забыть о распрях, прекратить усобицы. В первую очередь князья должны думать о земле Русской, чтобы не дать разорить «поганым» «своего гнезда», «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами».

Автор поэтизирует Святослава. В его образе поэт пытается воплотить идеал мудрого и могучего правителя. Не случайно именно Святослав видит вещий сон, который предрекает надвигающуюся беду. Когда Игорь еще не чувствует опасности, нависшей над ним, и наслаждается временной победой над половцами, киевскому князю снится сон, который предсказывает поражение русских.

Это предзнаменование наполняет сердце киевского князя печалью: «В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю». Объяснение сна оказалось зловещим:

«…вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться еломом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а самих опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы… На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей».

Неудавшийся поход Игоря киевский князь осуждает, но зла на него не держит. Следствием поражения войск Игоря становится нависшая над государством угроза новых нашествий половцев. Это хорошо понимает Святослав, и потому он произносит речь, названную в произведении «золотым словом». Слова Великого князя пронизаны скорбью о родной земле. Святослав не одобряет храбрых, но безрассудных поступков князей Игоря и Всеволода, взявшихся за дело, которое заведомо было им не по плечу. Безумный этот поступок принес горе не только самому Игорю, но и позволил надвинуться страшной угрзе над всей Русской землей.

Читайте также:  Толкование карт значение карт при гадании на судьбу

Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит свое «золотое слово», в котором звучит упрек молодым князьям Игорю и Всеволоду в нарушении феодального послушания. Но он не держит на Игоря и Всеволода зла: в речи своей он называет их «дети мои». Он говорит: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены». Святослав считает, что виной всего случившегося является молодая горячность князей. Они слишком поторопились выступить в поход, завоевывая себе славу.

Ошибка Игоря и Всеволода, по мнению киевского князя в том, что они не захотели ни с кем делить славы победителей половецких орд, а потому не призвали других князей присоединиться к походу Игоря. Поражение русского войска в этом походе стало следствием численного превосходства противника. Поэтому Святослав высказывает огорчение по поводу «непособия» им русских князей. В конце своей речи старый князь оповещает и о первом последствии Игоревой ошибки: половцы напали на Переяславль-Русский.

Значение речи Святослава огромно для «Слова о полку Игореве». В нем с особенной силой раскрывается идейный смысл поэмы, его основная задача — призыв автора к единению князей русских. Автор «Слова», как и поэтизированный герой его произведения Святослав, четко осознает, что феодальная разобщенность князей приносит много бед и страданий земле Русской. Нельзя избавиться от грозного врага, действуя в одиночку малыми силами. Только объединение поможет Руси стать мощным государством, что приведет к процветанию и миру. Следует забыть о старых распрях и обидах и вспомнить, что мы дети одной земли, у нас общие предки, в наших жилах течет родственная кровь. Эту истину, по мнению автора, необходимо понять в первую очередь князьям русским. Поэтому «золотое слово» Святослава обращено к ним, как к представителям власти на Руси. От того, поймут ли князья бесполезность распрей в родном государстве, зависит настоящее и будущее этого государства.

Источник

Сочинение на тему сон святослава золотое слово

8 вариантов

Содержание:
Образ мудрого правителя — великого князя киевского Святослава.
Вещий сон Святослава как предчувствие надвигающейся беды.
Идейное содержание «золотого слова».
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы, богатый своей идейной духовностью и патриотическим пафосом. Это произведение исключительно содержательное. Читая его вновь и вновь, мы всегда находим в нем новые, не замеченные нами прежде глубины содержания. Высокая идейность «Слова», близость и понимание народной жизни, отточенное мастерство, которое заметно даже в мельчайших деталях текста, — эти стороны древнего памятника обеспечили ему одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.
Основная идея «Слова» — страстный призыв князей русских к единству. Это главная задача, которую поставил перед собой автор. Идея единения реализуется во всей художественной структуре произведения. Особенно четко она прослеживается в «золотом слове» Святослава.
Святослав Всеволодович — убеленный «серебряными сединами» великий князь киевский. От природы он был наделен здравым умом, терпением и осторожностью — качествами, не лишними для мудрого политика. Незадолго до похода Игорева, который подробно описан в «Слове», Святослав созвал великих князей русских с дружинами и общими силами сумел одолеть половцев, разорявших родную землю. Он нанес сокрушительное поражение главному на то время врагу Древней Руси. Автор «Слова о полку Игореве» восхищается победой Святослава Всеволодовича над половцами, славит ее.
С большим чувством Святослав в своем «золотом слове» призывает князей встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!» По мнению Святослава, князьям не следует держать в себе обиды и корыстные цели. Им нужно забыть о распрях, прекратить усобицы. В первую очередь князья должны думать о земле Русской, чтобы не дать разорить «поганым» «своего гнезда», «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами».
Автор поэтизирует Святослава. В его образе поэт пытается воплотить идеал мудрого и могучего правителя. Не случайно именно Святослав видит вещий сон, который предрекает надвигающуюся беду. Когда Игорь еще не чувствует опасности, нависшей над ним, и наслаждается временной победой над половцами, киевскому князю снится сон, который предсказывает поражение русских.
Это предзнаменование наполняет сердце киевского князя печалью: «В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю». Объяснение сна оказалось зловещим:
«…вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться еломом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а самих опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы… На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей».
Неудавшийся поход Игоря киевский князь осуждает, но зла на него не держит. Следствием поражения войск Игоря становится нависшая над государством угроза новых нашествий половцев. Это хорошо понимает Святослав, и потому он произносит речь, названную в произведении «золотым словом». Слова Великого князя пронизаны скорбью о родной земле. Святослав не одобряет храбрых, но безрассудных поступков князей Игоря и Всеволода, взявшихся за дело, которое заведомо было им не по плечу. Безумный этот поступок принес горе не только самому Игорю, но и позволил надвинуться страшной угрзе над всей Русской землей.
Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит свое «золотое слово», в котором звучит упрек молодым князьям Игорю и Всеволоду в нарушении феодального послушания. Но он не держит на Игоря и Всеволода зла: в речи своей он называет их «дети мои». Он говорит: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены». Святослав считает, что виной всего случившегося является молодая горячность князей. Они слишком поторопились выступить в поход, завоевывая себе славу.
Ошибка Игоря и Всеволода, по мнению киевского князя в том, что они не захотели ни с кем делить славы победителей половецких орд, а потому не призвали других князей присоединиться к походу Игоря. Поражение русского войска в этом походе стало следствием численного превосходства противника. Поэтому Святослав высказывает огорчение по поводу «непособия» им русских князей. В конце своей речи старый князь оповещает и о первом последствии Игоревой ошибки: половцы напали на Переяславль-Русский.
Значение речи Святослава огромно для «Слова о полку Игореве». В нем с особенной силой раскрывается идейный смысл поэмы, его основная задача — призыв автора к единению князей русских. Автор «Слова», как и поэтизированный герой его произведения Святослав, четко осознает, что феодальная разобщенность князей приносит много бед и страданий земле Русской. Нельзя избавиться от грозного врага, действуя в одиночку малыми силами. Только объединение поможет Руси стать мощным государством, что приведет к процветанию и миру. Следует забыть о старых распрях и обидах и вспомнить, что мы дети одной земли, у нас общие предки, в наших жилах течет родственная кровь. Эту истину, по мнению автора, необходимо понять в первую очередь князьям русским. Поэтому «золотое слово» Святослава обращено к ним, как к представителям власти на Руси. От того, поймут ли князья бесполезность распрей в родном государстве, зависит настоящее и будущее этого государства.

«Золотое слово» Святослава

Один из эпизодов Слова о полку Игореве описывает так называемое Золотое слово князя Святослава. Оно является золотым, так как исходит из уст опытного воина и правителя, от человека, который обладает идеей о благе русской земли.
Этот эпизод вполне соответствует подлинным историческим событиям и с высокой вероятностью автор тут практически ничего не додумывал и просто переложил на стихотворный размер цитаты князя.
Предшествует этому слову известие о плененных Игоре и Всеволоде, которые оказываются у половцев. Это известие Святослав получает через сон, после чего произносит собственную речь.
Если обобщить темы, которые поднимает князь, то следует выделить тему горя и страдания, так как он печалится по собственным сыновьям и тему укора, так как он не одобряет совершенные ими действия. Помимо этого из этих проблем также возникает и другая, более глобальная, но также волнующая Киевского князя, речь идет, конечно, про единство русской земли. Святослав взывает не только к своим сыновьям, но и ко всем русским князьям.
Как мы знаем из истории, именно князья Ольговичи были ведомы идеей объединения русских князей против половцев и такой союз приносил бы существенную пользу и выгоды. Тем не менее, Игорь и Всеволод отправились покорять половцев не для того чтобы сослужить службу русской земле, но для того чтобы снискать собственной славы. Поэтому Святослав выражает собственное недовольство такими действиями и считает подобное поведение расходящимся с понятием княжеской чести.
Тем не менее, по сути, поиск собственной славы не является каким-то зазорным поведением для князя, даже наоборот. Только вот итогом поведения Игоря и Всеволода становится довольно неприятная ситуация. Святослав взывает к грозному Ярославу, топчкам, ольберам, ревугам и другим союзникам и не только из личной потребности, он вопрошает о союзе, который имеет ценность для всей русской земли.

29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”
10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>
07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>
16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>
16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>
16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>
16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>
25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>
28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.
15.01.2017ВАЖНО. На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>
ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

Читайте также:  Что означает если во сне кусает мышь

1. Образ мудрого правителя — великого князя киевского Святослава. 2. Вещий сон Святослава как предчувствие надвигающейся беды. 3. Идейное содержание «золотого слова».
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы, богатый своей идейной духовностью и патриотическим пафосом. Это произведение исключительно содержательное. Читая его вновь и вновь, мы всегда находим в нем новые, не замеченные нами прежде глубины содержания. Высокая идейность «Слова», близость и понимание народной жизни, отточенное мастерство, которое заметно даже в мельчайших деталях текста, — эти стороны древнего памятника обеспечили ему одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.
Основная идея «Слова» — страстный призыв князей русских к единству. Это главная задача, которую поставил перед собой автор. Идея единения реализуется во всей художественной структуре произведения. Особенно четко она прослеживается в «золотом слове» Святослава.
Святослав Всеволодович — убеленный «серебряными сединами» великий князь киевский. От природы он был наделен здравым умом, терпением и осторожностью — качествами, не лишними для мудрого политика. Незадолго до похода Игорева, который подробно описан в «Слове», Святослав созвал великих князей русских с дружинами и общими силами сумел одолеть половцев, разорявших родную землю. Он нанес сокрушительное поражение главному на то время врагу Древней Руси. Автор «Слова о полку Игореве» восхищается победой Святослава Всеволодовича над половцами, славит ее.
С большим чувством Святослав в своем «золотом слове» призывает князей встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!» По мнению Святослава, князьям не следует держать в себе обиды и корыстные цели. Им нужно забыть о распрях, прекратить усобицы. В первую очередь князья должны думать о земле Русской, чтобы не дать разорить «поганым» «своего гнезда», «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами».
Автор поэтизирует Святослава. В его образе поэт пытается воплотить идеал мудрого и могучего правителя. Не случайно именно Святослав видит вещий сон, который предрекает надвигающуюся беду. Когда Игорь еще не чувствует опасности, нависшей над ним, и наслаждается временной победой над половцами, киевскому князю снится сон, который предсказывает поражение русских.
Это предзнаменование наполняет сердце киевского князя печалью: «В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю». Объяснение сна оказалось зловещим: «…вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться еломом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а самих опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы… На реке Каяле Тьма Свет покры­ла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей».
Неудавшийся поход Игоря киевский князь осуждает, но зла на него не держит. Следствием поражения войск Игоря становится нависшая над государством угроза новых нашествий половцев. Это хорошо понимает Святослав, и потому он произносит речь, названную в произведении «золотым словом». Слова Великого князя пронизаны скорбью о родной земле. Святослав не одобряет храбрых, но безрассудных поступков князей Игоря и Всеволода, взявшихся за дело, которое заведомо было им не по плечу. Безумный этот поступок принес горе не только самому Игорю, но и позволил надвинуться страшной угрзе над всей Русской землей.
Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит свое «золотое слово», в котором звучит упрек молодым князьям Игорю и Всеволоду в нарушении феодального послушания. Но он не держит на Игоря и Всеволода зла: в речи своей он называет их «дети мои». Он говорит: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены». Святослав считает, что виной всего случившегося является молодая горячность князей. Они слишком поторопились выступить в поход, завоевывая себе славу.
Ошибка Игоря и Всеволода, по мнению киевского князя в том, что они не захотели ни с кем делить славы победителей половецких орд, а потому не призвали других князей присоединиться к походу Игоря. Поражение русского войска в этом походе стало следствием численного превосходства противника. Поэтому Святослав высказывает огорчение по поводу «непособия» им русских князей. В конце своей речи старый князь оповещает и о первом последствии Игоревой ошибки: половцы напали на Переяславль-Русский.
Значение речи Святослава огромно для «Слова о полку Игореве». В нем с особенной силой раскрывается идейный смысл поэмы, его основная задача — призыв автора к единению князей русских. Автор «Слова», как и поэтизированный герой его произведения Святослав, четко осознает, что феодальная разобщенность князей приносит много бед и страданий земле Русской. Нельзя избавиться от грозного врага, действуя в одиночку малыми силами. Только объединение поможет Руси стать мощным государством, что приведет к процветанию и миру. Следует забыть о старых распрях и обидах и вспомнить, что мы дети одной земли, у нас общие предки, в наших жилах течет родственная кровь. Эту истину, по мнению автора, необходимо понять в первую очередь князьям русским. Поэтому «золотое слово» Святослава обращено к ним, как к представителям власти на Руси. От того, поймут ли князья бесполезность распрей в родном государстве, зависит настоящее и будущее этого государства.

23 апреля 1185 года, во вторник, Игорь Святославич Новгород-Северский, сын его — Владимир Путивльский, племянник — князь Свя­тослав Ольгович Рыльский вместе с присланными от Ярослава Всеволодо­вича Черниговского во главе с Ольстином Олексичем дружинами ковуев выступили в далекий степной поход на половцев без сговора с киевским князем Святославом. Результаты этого похода оказались плачевными для Руси. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод, оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение. Половцы, победив Игоря, собрали весь свой народ и ринулись на Русскую землю.
Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но не подчинил всю свою деятельность интересам родины, он не смог отказаться от стре­мления к личной славе, и это привело его к поражению.
Святослав в своем обращении к русским князьям показывает на при­мере Игоря всю глупость ведомой ими политики по отношению друг к другу и к Руси, как к государству. Он указывает на результаты похода молодого Игоря, корит князей за усобицы, которые ослабляют Русь перед лицом грозного врага, с тоской вспоминает погибших. Вспоминает отважных вои­нов прошлого, отдает должное их подвигам: «Вот истинный славы праде­довской гром!». Корит молодую удаль: «Нашу славу силой мы возьмем, а за ней поделим и былую».
Святослав — мудрый политик своего времени, он понимал — сила го­сударства в единстве, только объединившись, можно одолеть половцев. В своей речи он не забывает и о победах своих современников (князей). Свя­тослав обращается к каждому князю в отдельности и говорит о силе каж­дого, перечисляя их заслуги.
Слово великого князя Святослава «золотое», Святослав призывал вы­ступить единым фронтом против половцев, победить и после победы жить в мире, согласии.
Безусловно, Святослав понимал, что мир достанется дорогой ценой, впрочем русским все и всегда доставалось дорогой ценой…
Мир — это сохраненные жизни, а жизнь любого человека дороже золота.
Мир — это неосязаемое золото!

Читайте также:  Шейный остеохондроз какие лучше подушки для сна

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы, богатый своей идейной духовностью и патриотическим пафосом. Это произведение исключительно содержательное. Читая его вновь и вновь, мы всегда находим в нем новые, не замеченные нами прежде глубины содержания. Высокая идейность «Слова», близость и понимание народной жизни, отточенное мастерство, которое заметно даже в мельчайших деталях текста, — эти стороны древнего памятника обеспечили ему одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.
Основная идея «Слова» — страстный призыв князей русских к единству. Это главная задача, которую поставил перед собой автор. Идея единения реализуется во всей художественной структуре произведения. Особенно четко она прослеживается в «золотом слове» Святослава.
Святослав Всеволодович — убеленный «серебряными сединами» великий князь киевский. От природы он был наделен здравым умом, терпением и осторожностью — качествами, не лишними для мудрого политика. Незадолго до похода Игорева, который подробно описан в «Слове», Святослав созвал великих князей русских с дружинами и общими силами сумел одолеть половцев, разорявших родную землю. Он нанес сокрушительное поражение главному на то время врагу Древней Руси. Автор «Слова о полку Игореве» восхищается победой Святослава Всеволодовича над половцами, славит ее.
С большим чувством Святослав в своем «золотом слове» призывает князей встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!» По мнению Святослава, князьям не следует держать в себе обиды и корыстные цели. Им нужно забыть о распрях, прекратить усобицы. В первую очередь князья должны думать о земле Русской, чтобы не дать разорить «поганым» «своего гнезда», «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами».
Автор поэтизирует Святослава. В его образе поэт пытается воплотить идеал мудрого и могучего правителя. Не случайно именно Святослав видит вещий сон, который предрекает надвигающуюся беду. Когда Игорь еще не чувствует опасности, нависшей над ним, и наслаждается временной победой над половцами, киевскому князю снится сон, который предсказывает поражение русских.
Это предзнаменование наполняет сердце киевского князя печалью: «В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю». Объяснение сна оказалось зловещим: «…вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться еломом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а самих опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы… На реке Каяле Тьма Свет покры­ла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей».
Неудавшийся поход Игоря киевский князь осуждает, но зла на него не держит. Следствием поражения войск Игоря становится нависшая над государством угроза новых нашествий половцев. Это хорошо понимает Святослав, и потому он произносит речь, названную в произведении «золотым словом». Слова Великого князя пронизаны скорбью о родной земле. Святослав не одобряет храбрых, но безрассудных поступков князей Игоря и Всеволода, взявшихся за дело, которое заведомо было им не по плечу. Безумный этот поступок принес горе не только самому Игорю, но и позволил надвинуться страшной угрзе над всей Русской землей.
Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит свое «золотое слово», в котором звучит упрек молодым князьям Игорю и Всеволоду в нарушении феодального послушания. Но он не держит на Игоря и Всеволода зла: в речи своей он называет их «дети мои». Он говорит: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены». Святослав считает, что виной всего случившегося является молодая горячность князей. Они слишком поторопились выступить в поход, завоевывая себе славу.
Ошибка Игоря и Всеволода, по мнению киевского князя в том, что они не захотели ни с кем делить славы победителей половецких орд, а потому не призвали других князей присоединиться к походу Игоря. Поражение русского войска в этом походе стало следствием численного превосходства противника. Поэтому Святослав высказывает огорчение по поводу «непособия» им русских князей. В конце своей речи старый князь оповещает и о первом последствии Игоревой ошибки: половцы напали на Переяславль-Русский.
Значение речи Святослава огромно для «Слова о полку Игореве». В нем с особенной силой раскрывается идейный смысл поэмы, его основная задача — призыв автора к единению князей русских. Автор «Слова», как и поэтизированный герой его произведения Святослав, четко осознает, что феодальная разобщенность князей приносит много бед и страданий земле Русской. Нельзя избавиться от грозного врага, действуя в одиночку малыми силами. Только объединение поможет Руси стать мощным государством, что приведет к процветанию и миру. Следует забыть о старых распрях и обидах и вспомнить, что мы дети одной земли, у нас общие предки, в наших жилах течет родственная кровь. Эту истину, по мнению автора, необходимо понять в первую очередь князьям русским. Поэтому «золотое слово» Святослава обращено к ним, как к представителям власти на Руси. От того, поймут ли князья бесполезность распрей в родном государстве, зависит настоящее и будущее этого государства.
Автор «Слова о полку Игореве» — горячий патриот своей отчизны. Он искренне переживает за судьбу родного края. Являясь человеком широко образованным, неплохим политиком и историком, он прекрасно понимает, каковы причины русских бед. Ставя целью своего произведения помочь Руси в преодолении княжеских распрей, он создает «золотое слово» Святослава — речь, с особой силой раскрывающую основное идейное содержание всей поэмы. В этом основное значение речи великого киевского князя и всего произведения в целом.

Фадеев, «Разгром» и тонкости социально-психологического жанра
Что такое любовь? Возвышенные и бытовые смыслы в древности и современности
«Страдания юного Вертера»: мотивы Просвещения в творчестве Гете
Образ и характеристика Хлестакова в комедии Гоголя “Ревизор”: описание внешности и характера
Образ Бояна в “Слове о полку Игореве”: характеристика героя, описание для сочинения
Иван Гончаров: «Сон Обломова» как образ пассивности и обреченности
Редьярд Киплинг: «Заповедь», где главное – остаться Человеком
«Преступление и наказание»: теория Раскольникова в романе Федора Достоевского
Женские образы в романе Льва Толстого «Война и мир»
Проблема счастья в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»: аргументы
Мысль народная в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого
Описание и характеристика героев повести Александра Островского «Гроза»
История создания повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина
Отношения Печорина и Веры в романе “Герой нашего времени”: любовь и взаимоотношения
Детство Обломова в романе “Обломов” Гончарова: описание, характеристика в цитатах, роль детства в жизни героя
Образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: роль Сатина в пьесе, материалы для сочинения
Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”: образ Руси (сочинение)
Анализ комедии “Недоросль” Фонвизина: суть и смысл пьесы, анализ героев
Образ русского солдата Василия Теркина в поэме Твардовского: характеристика и описание героя
Характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах
Семья Ноздрева в поэме “Мертвые души”: описание в цитатах
Дуэль Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени”: конфликт, причина дуэли
Анализ рассказа “Антоновские яблоки” Бунина: особенности произведения
Характеристика Андрея Штольца в романе “Обломов”: описание внешности, характера, происхождения в цитатах
История создания рассказа “Белый пудель” А. Куприна
История создания романа “Евгений Онегин” Пушкина: история написания по главам
Город Калинов в пьесе “Гроза” Островского: образ города, быт и нравы обителей
Фамусовское общество в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характеристика московского общества
Фамусов в “Горе от ума” Грибоедова
Комедия “Горе от ума” Грибоедова: анализ произведения, материалы для сочинения
Образ и характеристика Алексея Мересьева в “Повести о настоящем человеке”: описание внешности и характера
Семья Курагиных в романе “Война и мир”: характеристика и образ семьи Курагиных, описание в цитатах
Отношения и любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской в романе “Обломов”: взаимоотношения, разрыв героев
История создания повести “Левша” Лескова: история написания и публикации
Анализ рассказа “Старуха Изергиль” Максима Горького
Илья Ильич Обломов в романе “Обломов”: материалы для сочинения (цитаты)
Монологи Чацкого и Фамусова в комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедова
Образ и характеристика Пьера Безухова в романе Льва Толстого «Война и мир»
Семья Болконских в романе “Война и мир”: характеристика и образ героев
Образ и характеристика Николая Ростова в романе «Война и мир»: внешность и характер, описание в цитатах
Характеристика Обломова в романе «Обломов» И. Гончарова в цитатах
Монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
История создания повести «Детство» М. Горького: от замысла до публикации
Монолог Фамусова “Вот то-то, все вы гордецы” из комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
Дружба и отношения Штольца и Обломова в романе «Обломов» И. Гончарова
Критики о пьесе «На дне» М. Горького: отзывы современников о произведении
История создания рассказа «Чистый понедельник» И. А. Бунина: прототипы героев
Монолог Чацкого «А судьи кто. » из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова
Последний монолог Чацкого «Не образумлюсь…» из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова
Характеристика и образ членов семьи Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Источник

То, что вы хотели знать