Сошествие святого духа на апостолов толкование

Вознесение Господне

Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: «так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Он сказал: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым».

Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую.

Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: «не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?»

Спаситель же сказал им: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.

Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, т. е. Его человеческая душа и тело приняли (такую же) славу нераздельно с божеством Его, а божеством Своим Он всегда был и будет на небе и везде.

Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: «мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо».

После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.

Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т. е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Марка ( Мк.16:15–19 ); от Луки ( Лк.24:46–53 ); см. в Деянии Свв. Апостолов ( Деян.1:2,4–26 ).

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Св. Православною Церковью, как один из великих праздников, в 40-ой день от первого дня Пасхи.

Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира.

Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, обрадовавши учеников Своих обещанием Святого Духа, когда они через благословение Твое совершенно убедились, что Ты есть Сын Божий, избавитель мира.

Радость сотворивый учеником – обрадовавший учеников; обетованием – обещанием; извещенным им бывшим благословением – когда они через благословение (Твое) утвердились в вере; яко – что.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Православная Жизнь

Отвечает священник Андрей Чиженко.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Роспись Антона и Екатерины Дайнеко

В Священном Писании важна каждая йота (маленькая буква), каждая запятая. Все в Библии не просто так. Все имеет свое значение. И если нам что-то кажется непонятным, то мы просто пока не смогли этого понять, оно еще не открылось нам.

Тот, кто с верою, благоговением и страхом Божиим регулярно читает Священное Писание, знает, что каждый раз в нем открывается что-то новое, очень глубокое и нужное именно для тебя. Потому что это действительно Книга Жизни, данная нам Господом для нашего спасения. Евангелие – это путь к нашему спасению.

Поэтому вспомним следующее. В Новом Завете два раза описано видимое схождение Святого Духа. Один раз во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Тогда Святой Дух сошел в виде голубя. Другой раз в виде огненных языков на Пресвятую Богородицу и апостолов в день Пятидесятницы. Конечно, Богом форма Своего сошествия была избрана не случайно.

В виде голубя (чистой небесной птицы мира) Святой Дух сошел потому, что нужно было показать людям, что именно Иисус Христос, воспитанный в семье назаретского плотника святого Иосифа, является Сыном Бога Отца, Сошедшим с Неба для спасения людей, что Он ожидаемый человечеством Мессия.

В виде огненных языков Святой Дух сошел на Пресвятую Богородицу и апостолов, ведь Господь указывал на сущность дара, сообщенного Деве Марии (а, как известно, Пречистая тоже несла апостольское послушание) и апостолам. Сущность дара заключалась в том, чтобы идти в языки (народы) и проповедовать Святое Евангелие, обращать народы в христианство, рукополагать епископов, священников, диаконов, утверждать Церкви Божии. Здесь одновременно мы видим символику языка как народа и языка как инструмента слова, того главного рода деяний, которое предстояло совершить святым апостолам.

О том, что они получили дар от Бога говорить языками других народов для облегчения евангельской проповеди, мы читаем в Деяниях Святых Апостолов, во второй главе. После схождения Святого Духа на апостолов они сразу начали говорить языками других народов, о чем свидетельствуют евреи из рассеяния, бывшие свидетелями вышеупомянутого чуда: «Дивляхуся же вси и чудяхуся, глаголющу друг ко другу: не се ли, вси сии суть глаголющии галилеане; и како мы слышим кийждо свой язык наш, в немже родихомся, парфяне и мидяне и еламите, и живущии в Месопотамии…» (Деян. 2:8–11).

Но дар языков (в богословской литературе «глоссалия» – греческое двухсоставное слово, состоящее из слов «язык» и «говорю» – «говорение языком) имел еще одно качество, о котором упоминает святой первоверховный апостол Павел…

Читайте также:  Что значит видеть во сне гусенка

«Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя» (1 Кор. 14:4).

«Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1 Кор. 14:2).

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими…» (1 Кор. 13:1).

Т. е. святой апостол Павел упоминает о некоем ангельском языке, небесной глоссалии, которая давалась христианам первых веков как Дар Святого Духа.

Этот дар не имеет ничего общего с тем, что происходит сейчас в так называемых пятидесятнических религиозных движениях, а именно говорение бессмыслицы, разгорячении крови и эмоций, пены у рта, конвульсий, похожих на эпилептический припадок и прочего. Святые отцы пишут, что дар иных языков (в данном конкретном случае ангельского языка) не горячил кровь. Он был словно бы прохладен, совершенно не туманил голову, не пьянил. Человек оставался в сознании и в мирном устроении духа без каких-либо конвульсий и пены у рта. Это не шаманское камлание и не пляска весталок, где у человека бесом отбирается его воля. Это общение по доброй воле в свободе и истине с Богом, открытие Господом человеку духовной реальности, без какого-либо порабощения его личности и, как следствия этого порабощения, повреждения духовной, психической и телесной жизни человека.

К IV веку дар говорения и на языках других народов, и на ангельском языке исчез. Понятно почему. Церковь победила язычество. Она стала центром жизни для миллионов людей, фундаментом государств и народов. Апостолы свою миссию выполнили. Наступает новая эпоха в жизни Церкви, которая в церковной истории называется Эпохой Вселенских Соборов. Начинается эпоха открытия догматов – богооткровенных истин, на которых строится православное вероучение.

Догматы – тоже дар Святого Духа, Который щедро излился в день Пятидесятницы на Пресвятую Богородицу и апостолов и продолжает изливаться на нас и по сей день, соделывая и нас живыми храмами Бога Живого.

Источник

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2, 2-4; см. также далее).

Также Пятидесятницей называют пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы. В первое воскресенье после Пасхи (второе воскресенье Пятидесятницы) воспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин. 20, 24–29). Во вторник второй недели в Русской Православной Церкви совершается всецерковное поминовение умерших – Радоница. Третье воскресенье Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк. 15, 40-41; Мк. 16, 1-8). В четвертое воскресенье вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (Ин. 5, 1-15). В пятое – встреча Иисуса Христа и самарянки (Ин. 4, 5-42). Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (Ин.9:1-38). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне. В седьмое воскресенье вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора. Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой. В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа. В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память Всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петров пост. В Русской Православной Церкви во второе воскресенье совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди.

История праздника

Замечание апостола Павла: «в Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» и замечание Дееписателя, что тот же апостол спешил на Пятидесятницу в Иерусалим (1 Кор. 16, 8; Деян. 20, 16), свидетельствующие о том, насколько чтил апостол этот праздник, едва ли могут говорить, как того хотели св. Епифаний и бл. Августин [2], о праздновании уже в то время христианской Пятидесятницы: здесь может иметься в виду и еврейский праздник. И от II в. нет достоверных известий о существовании этого праздника. Это может быть потому, что, падая всегда на воскресенье, Пятидесятница не составляла заметного праздника и что стояла в тесной связи с Пасхой, подразумевалась при ней.

Но в III в. Пятидесятница уже окружена обрядами и обычаями, требовавшими немалого предварительного развития, и вообще представляет общераспространенный праздник.

Сошествие Святого Духа. Евангелие Рабулы, VI век

Тертуллиан с чувством торжества над язычниками говорит: «Языческие праздники совершаются только один раз в год, а у тебя воскресение возобновляется через каждые 7 дней; собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу» [3]. В другом месте Тертуллиан говорит: «Пасха составляет более торжественный праздник, чем Крещение; почему она обнимает промежуток времени, гораздо больший времени подготовительного ко Крещению (40 дней), в который Воскресение Господне многократно удостоверялось для учеников и обещана благодать Духа Св.» [4]. Наконец, в одном месте Тертуллиан говорит о недозволительности во дни Пятидесятницы поста и коленопреклонения» [5]. Если во всех этих местах Пятидесятница у Тертуллиана выступает как период в 50 дней, то в одном месте он говорит о Пятидесятнице как об определенном празднике: «Пятидесятница, которая есть собственно день праздничный» [6]. 0 Пятидесятнице, как отдельном празднике, ясно говорит Ориген: «Если кто-нибудь сошлется на наши воскресения, или пятницы, Пасху или Пятидесятницу, то. » [7]. В «Постановлениях Апостольских», — памятнике, относимом учеными исследователями в разных его частях к периоду III-V веков, — говорится от лица апостолов: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святаго Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу» [8]. В другом меcте Апостольских Постановлений в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работ, после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница: «в Пятидесятницу рабы должны быть свободны от работ ради пришествия Духа Св., данного уверовавшим во Христа» [9].

С IV века свидетельства о Пятидесятнице, и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике, становятся частыми, если не сказать — общими, у церковных писателей. Бл. Августин упоминает о ночном богослужении (бдении), видимо соединявшемся с литургией, на Пятидесятницу; «вы видели ночью, говорит он к новокрещенным, таинство, совершаемое на алтаре Господнем» [10]. Закон Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы, причем указываются две следующие особенности этих праздников: 1) что неофиты снимают свои белые одежды, служащие знаком нового светорождения во св. и небесной бане, и 2) что в это время читаются «апостольские страдания», т.е. Деяния Апостольские в воспоминание и подтверждение христианского учения о Христовом Воскресении [11]. У св. Иоанна Златоуста есть беседа на вопрос, почему в Пятидесятницу читаются Деяния Апостольские, хотя описанное в них произошло после Пятидесятницы: потому что они заключают много подтверждений воскресения Христова. У Иоанна Златоуста и Григория Богослова есть беседы и слова на день Пятидесятницы. Последний называет ее днем Духа Святаго: «почти день Духа» [12].

Епифаний Кипрский говорит о недозволительности поста и коленопреклонения во все дни от Пасхи до Пятидесятницы [13]. То же правило, в виду не соблюдающих его, утверждено 20-м правилом Никейского Собора. Но не все церкви вполне подчинились этому правилу и не так строго соблюдали его в Пятидесятницу, как в день воскресный. Бл. Августин говорит: «Не знаю, всюду ли соблюдается то, чтобы молиться стоя в эти дни (Пятидесятницы) и во все воскресения» [14]. Иоанн Кассиан говорит, что в монастырях Сирии это правило — об оставлении поста и коленопреклонений в Пятидесятницу — не очень соблюдается, зато в Египте кое-где то и другое строго соблюдается [15].

Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью [16], Григорий Богослов — об обычае крещения в этот день [17].

О судьбе праздника Пятидесятницы на Востоке с IV до VII в. не сохранилось известий. Что праздник не забыт был здесь в это время, показывает составление в честь его кондака и икосов св. Романом Сладкопевцем (VI в.).

Богослужение

От IV века до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской церкви, даваемое одной западной паломницей (Сильвией или Эгерией).

По этому описанию в ночь под Пятидесятницу бывало обычное воскресное бдение в церкви Воскресения, причем епископ читал Евангелие о воскресении, как и в каждое воскресенье. С рассветом весь народ шел в главную церковь (Мартириум), где была проповедь и совершалась обычная литургия, которую старались окончить к третьему часу дня. После отпуста весь народ вел епископа с песнями на Сион; там при конце 3 (9) часа читалось место из Деяний о сошествии Св. Духа, бывала проповедь об этом и совершалась другая литургия, по окончании которой архидиакон приглашал народ собраться на Елеоне в 6 часу. До этого часа народ расходился по домам подкрепиться. Собравшись на Елеоне, народ (весь до одного) шел на Елеонскую гору, где совершалась лития на самое место вознесения (Имвомон). Там предлагались чтения, пелись песни и антифоны, соответствующие дню и месту, с такого же содержания вставочными молитвами, читалось Евангелие о вознесении, благословлялись оглашенные и верные. Затем уже в 9 ч. бывала лития в церковь Пещеры, где Христос учил апостолов; там в 10 ч. совершалась вечерня с обычной молитвою, благословением оглашенных и верных. Оттуда шли литией в Мартириум; в городские ворота входили уже ночью и там литию встречали со множеством светильников; в Мартириум приходили около 2 ч. н. (=7 ч. в.); там пелись песни и читалась молитва с благословением оглашенных и верных. Совершалась лития в храме Воскресения, где делалось тоже. Наконец совершалась лития на Сион, где бывали чтения, пелись псалмы и антифоны и тоже произносилась молитва с благословением оглашенных и верных. Все оканчивалось около полуночи; т.о. богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток; нечто подобное, такое же множество литий, бывало еще только в ночь на великую пятницу [18].

От VII в. мы имеем древнейший чин богослужения Пятидесятницы. Это в недавно открытом Иерусалимском канонаре (уставе) на грузинском языке. Этот чин имеет такие же литии, какие описаны у Сильвии – Эгерии. Памятник, кроме глубокой древности даваемого им чина, особенно важен тем, что дает зародыши нынешних 3 молитв и на той же вечерне Пятидесятницы в своих 8 литиях в этот день.

В праздничном Евангелии VIII в., написанном золотыми буквами и найденном в Синайском монастыре, положено Евангелие в ряду всех дванадесятых праздников (исключая недели Ваий) и на Пятидесятницу. В VIII веке на Пятидесятницу составлены каноны свв. Иоанном Дамаскиным и Космою Маюмским.

От IX века мы имеем уже для Восточной Церкви полный чин богослужения на день Пятидесятницы в уставе Великой Константинопольской Церкви.

Об украшении храма на праздник Пятидесятницы

Как уже упоминалось выше, об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью писал еще свт. Иоанн Златоуст, этот обычай распространился и в Русской Церкви. Стоит, однако, понимать, что «украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев» [19].

Молитвословия

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, И́же прему́дры ловцы́ явле́й, низпосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего́, Его́же от Отца́ посла́л еси Боже́ственным ученико́м Твои́м.

Литература

Использованные материалы

[1] Бл. Иероним: «Оба откровения Божественного закона происходили в 50-й день после Пасхи, то на Синае, это на Сионе; там колебалась гора, здесь дом апостолов; там шумел между пламенем огня и сверкающими молниями вихрь, здесь раздавался гул грома. Здесь с явлением огненных языков с неба, пронесся шум, как от сильного дуновения. Там звук труб покрывал слова закона; здесь звучала евангельская труба чрез апостольские уста» (к Фабиоле 7). Бл. Августин: «Мы празднуем Пятидесятницу, т.е. 50-й день от страдания и воскресения Господня, в который Он послал вам обещанного Св. Духа, Параклита, что было предобразованно и иудейской Пасхой, так как на 50-й день после празднования закланного агнца Моисей получил на горе написанный перстом Божиим закон. Читайте Евангелие и обратите внимание, что там Дух Св. назван перстом Божиим» (прот. Фавст. XXXII, 12).

[2] Епифаний, Прот. ерес. III. Августин, 0 граде Бож. XVIII, 54.

[3] Тертуллиан, Об идолопокл., гл. 20

[4] Тертуллиан, 0 крещении, гл. 19

[5] Тертуллиан, О венце, гл. 3

[6] Тертуллиан, 0 крещ., гл. 19

[7] Ориген, Прот. Цельса, VIII. 22

[10] Августин, Слово 372

[11] Соd.Theodos. lib. XV tit. V Dе spectac. leg. V.

[12] Григорий Богослов, Слово 4-ое.

[13] Епифаний Кипр., Излож. веры, 22

[14] Августин, Пнсьмо 119 гл. 17

[15] Кассиан, Собесед. XXI, 11

[16] Златоуст, 2 бес. на Патид

[17] Григорий Богослов, 40 слово, о крещении

[18] Паломничество Сильвии, § 43. Правосл. Палестинский Сборник, VII, 2 164—166

[19] Руководство для сельских пастырей, 1889, 19

Источник

Библия, изложенная для семейного чтения.
Сошествие Святого Духа

Схождение Святого Духа на апостолов

Итак, дело Иисуса Христа на земле совершено и, совершив его, Господь вознесся на небо, в вечное Царство Свое.

Вознесся Он от мира земного, но не покинул его, а продолжает пребывать в нем посредством Посланного Им ходатайствующего за людей Духа Утешителя, вдохновляющего последователей Христа исполнять и проповедовать волю Его.

Кровь Божественного Искупителя омыла падшее человечество и возвратила его в утраченный рай, на лоно Предвечного Небесного Отца, восстановить и утвердить навеки общение с Ним, нарушенное первобытным грехом.

И «не остались сиротами» видевшие Христа восходящим от них на небо, помнили они отрадные слова Его, что Он с ними «во все дни до скончания века» (ср. Ин. 14, 18. Мф. 28, 20).

Пребывая все вместе, с радостной верой ожидали они пришествия обещанного им Духа Утешителя, Который просветит их и научит творить заповеданное им дело Господне.

Возвратясь в Иерусалим с горы Елеон, избранные одиннадцать учеников Иисуса Христа: Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда, брат Иакова, — взошли в горницу на горе Сион (по преданию, ту самую, где Господь совершил Тайную Вечерю). «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его».

«И в те дни Петр, став посреди учеников, властно сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.

В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой (см. Пс. 68, 26; 108, 8).

Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам». (Деян. 1, 13–26)

В десятый день по вознесении Иисуса Христа на небо совершилось явление Духа Святаго, обещанного Христом Утешителя, о Котором Сын Божий сказал, что Отец пошлет Духа во имя Его (Сына), и Дух Святый научит всему и напомнит ученикам Христовым все, что Он говорил им. Явление это распространило в мире познание о таинстве Святой Троицы.

Вот описание этого Божественного явления в книге «Деяний святых апостолов»:

«При наступлении дня Пятидесятницы (апостолы) все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». (Деян. 2, 1–4)

«В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом», собравшиеся здесь ради свято чествуемого праздника Пятидесятницы — воспоминание о даровании закона на горе Синай.

«Когда сделался этот шум, то собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал апостолов говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты (обращенные из язычников), критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». (Деян. 2, 5–13)

Тогда Петр, недоступный теперь никакому колебанию в ревностной вере, силою любви своей ко Христу искупивший минуты малодушного отречения от Него, выйдя вперед с прочими одиннадцатью апостолами, начал громким голосом с непреклонной твердостью, неустрашимо говорить перед народом. Опровергнув упрек в нетрезвости убедительным доказательством, что «теперь только третий час дня» (девятый час утра — первый час молитвы иудеев) (Деян. 2, 15), когда и нетрезвые воздерживаются от вина, он стал объяснять, что событие это не что иное, как предреченное пророком Иоилем обильное излияние Святаго Духа на всякую плоть. И не на некоторых только избранных посланников Божиих, как было в Ветхом Завете, но на всех, даже самых незнатных и неизвестных людей (см. Иоил. 2, 28–29). «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2, 32).

Такое излияние Духа Святого совершилось теперь через Иисуса Назорея, Мессию. Вы предали Его, продолжал Петр, «и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (Деян. 2, 23). «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Быв вознесен же на небо и приняв от Отца обетование Святаго Духа, Иисус излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2, 32–33).

Когда же многие из народа, умилившись сердцем при словах Петра, спросили его, что делать им, то Петр стал убеждать их покаяться в грехах своих, уверовать во Христа, чтобы и им получить дар Духа Святаго, и произвел такое сильное впечатление на слушателей, что в тот же день около трех тысяч человек из них обратились ко Христу.

«И они постоянно пребывали в учении Апостолов. И каждый день пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершалось через Апостолов в Иерусалиме». (Деян. 2, 42, 46–47, 44–45, 43)

Источник

То, что вы хотели знать