Социальный слой современная трактовка социальное положение таблица 10 класс

Социальная стратификация

Сущность социальной стратификации

Социальная стратификация — то же самое, что и социальное расслоение, т. е. разделение всего общества на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.

Социальная стратификация — понимается как совокупность статусов, расположенных иерархически по критерию социального неравенства.

Социальное расслоение — процесс (и его результат) образования слоёв среди населения. Исходная точка процесса — социально однородное общество, т. е. общество, в котором люди не различаются по имущественному и социальному положению. Ему соответствуют два термина, принятых в современной науке, — дифференциация (появление различий между людьми) и стратификация.

Термин «стратификация» принят в науке, а слово «расслоение» больше употребляется в повседневном языке и только иногда — в науке. Дело в том, что расслоение чаще всего используется для обозначения одного явления — разделения общества на бедных и богатых. Они составляют два полюса общества. Когда бедных отделяет от богатых резкая разница в доходах, говорят о поляризации общества. Мы будем пользоваться термином «стратификация» для обозначения процесса и результата расслоения общества.

Понятие «стратификация» (от лат. stratum — слой, facio — делаю) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Если сделать срез земной коры, то обнаружится, что под слоем чернозёма располагается слой глины, затем песка и т. д. Каждый пласт состоит из однородных элементов. Также и страта — она включает людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. Богатые входят в одну страту с богатыми, а люди со средним уровнем доходов — со средними. Крупные общественные страты называют ещё классами, где имеются ещё более мелкие подразделения — слои. Класс богатых разбивается на верхний (очень богатых, миллиардеров) и нижний (просто богатых, миллионеров) слои.

Критерии социальной стратификации

Самыми важными критериями социальной стратификации считаются: доход, образование, власть и престиж. Наука уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения — среднюю, а богатые — верхнюю.

Доход — любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, процентов и дивидендов, пособий, алиментов, гонораров и т. д.

Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, начальная школа означает четыре года, неполная средняя — девять лет, полная средняя — 11, колледж — четыре года, университет — четыре—шесть лет, аспирантура — три года, докторантура — три года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Власть даёт возможность навязывать волю или решения другим людям независимо от их желания. В зависимости от уровня власти она распространяется на разное количество человек. Так, указы Президента России обязательны для десятков миллионов человек, а решениям бригадира подчиняются семь—десять человек.

Престиж — уважение к занимаемому человеком социальному положению (его статусу), сложившееся в общественном мнении.

Научные данные свидетельствуют, что в большинстве развитых стран, в том числе и в России, наибольшим престижем пользуются такие виды занятий, как, например, юрист, врач, преподаватель, учёный, банкир, лётчик, инженер, а наименьшим — водитель, сварщик, плотник, сантехник, дворник.

Исторические формы стратификации

Основу стратификации современного общества составляют классы.

Класс — большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определённое место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Классовая система прогрессивна потому, что доступ на верхние ступеньки открыт буквально всем людям независимо от социального происхождения. Главное, что требуется, — проявить талант и трудолюбие.

Учёные не пришли к единому мнению относительно того, сколько классов насчитывается в современном обществе. Точнее сказать, число основных классов они знают, их всего три: богатые, зажиточные и бедные. Принадлежность к определённому классу — самое яркое проявление социального статуса. Нет ничего удивительного в том, что поведение, образ жизни, доходы, уровень образования, взгляды на жизнь у перечисленных классов разные.

Источник

Социальная стратификация и мобильность

Содержание:

Впервые понятие «социальная стратификация» было введено П. Сорокиным, под ним понимают совокупность разнообразных образований, где количество власти и денежной обеспеченности, престижа и прав распределено неравно в социуме. Социальная дифференциация – процесс, определяющий неравенство слоёв в социальных отношениях.

Основания социальной стратификации

Системы социальной стратификации

1) Закрытые системы – тип системы, где статус человеку приписывается безусловно, его невозможно изменить в течении жизни. Система присуща традиционным обществам.

Рабство – система, в которой основой является преобладание одних людей, над другими, не имеющих гражданских прав. (закрепощение и рабоство – разные вещи, поэтому удалено)

Касты – группы, имеющие статус и права в зависимости от происхождения. Данная система накладывает пожизненно статус, который соответствует этническим, религиозным или экономическим основаниям. Брачные отношения строятся в рамках одной касты. Разделение объяснялось традициями и религией.

Сословия – закрытая группа, в которой права и статус передаются в рамках семьи на основаниях традиций. Браки допускаются между разными сословиями, в отличии от кастовой системы. Также статус мог приобрестись за денежную сумму или особые заслуги.

2) Открытые системы – открытые вертикальные связи, где любой индивид может подниматься или опускаться по каналам, в зависимости от способностей и умений, уровню доходов.

Выделяют критерии современного неравенства: уровень финансового благосостояния, объём власти и статусный престиж в обществе. Население разделяют на 3 основные группы: низший, средний и высший класс.

Классовая система – место общественного производства, финансовое состояние и собственность, уровень образованности определяет принадлежность человека к классу.

– выделятся по финансовому состоянию, объёму власти.

Средний класс – индивиды, обладающие уровнем среднего потребления, куда входят жилищные помещения, набор продуктов, оплата медицинского обслуживания, оплата коммунальных услуг. Средний класс занимает позицию меду высшим и низшим, смягчая противоречия. Средний класс отвечает за стабильность и обеспечение спроса и предложения на рынке в государстве. Низший класс

– относятся люди, занятые физическим трудом. Этот слой называют социальным дном, куда относятся преступные элементы общества (воры, наркоманы, убийцы и т.д.)

В Страта – совокупность индивидов, объединённая по определённому критерию в социальном пространстве. К примеру: чиновники, квалифицированные работники, предприниматели и т.д. Каждая страта обладает возможностями для полного или частичного удовлетворения потребностей. Отличия в доступе к социальным и производственным благам отражает неравенство.

Критерии стратификации

Доход – финансовое поступление за определённых промежуток времени.

Богатство – накопленные финансовые средства.

Власть – уровень осуществления воли индивида, которую он применяет на других людей.

Образование – измеряется в годах обучениях. Главными чертами выступают способности, знания, навыки, приобретённые в процессе обучения.

Престиж – уровень привлекательности профессиональной деятельности.

Формы социальной мобильности

Индивидуальная мобильность – перемещение одного индивида, групповая – повышение или снижение социального статуса целой группы. Причинами служат революции, войны, смена правительственного режима и т.д.

Источник

Практическая работа по обществознанию «Социальная стратификация»

Практическая работа по обществознанию

— способствовать формированию умений применять на практике понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.

Задание №1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____(1). Это явление получило название социальной _____(2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ______(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____(4). _________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение, или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном обществе и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ____(6): церковь, армия, брак, политика и т.п.»

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков:

А) Миграция Б) Мобильность В) Горизонтальная Г) Институт Д) Статус

Е) Вертикальная Ж) Группа З) Стратификация И) Лифты

Задание №2. Прочитайте приведенный ниже текст, выполните задания Социальная структура американского общества

С 40-х гг. XX века в США выделяют шесть страт, каждая из которых объединяет людей с одинаковым рангом «престижности».

1. Верхушка высшего класса. Это элита общества, «пропуском» в неё служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют своё богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

2. Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актёры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали своё положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчёркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2-5%.

Читайте также:  Увидеть во сне ребенка держать его на руках

3. Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высокопрофессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15% населения.

4. Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, «американскому образу жизни». К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно-технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в «приличном» районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса – 35-40%.

6. Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в «трущобных» районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.

1. Определите, какие критерии положены в основу представленных групп.

2. Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества? Приведите аргументы в подтверждение своей точки зрения.

3. Составьте схему «Социальная структура американского общества

Задание №3. Прочитайте приведенный ниже текст, выполните задания

«Маргиналы» Е. Рашковский – современный российский учёный.

1. Кого автор относит к маргиналам? Аргументируйте свой ответ.

2. Как вы понимаете мысль автора, что маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций»?

3. Чем маргиналы отличаются от люмпенов?

4. В чём причины появления маргинализированных групп? Какова их роль в развитии общества? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современности.

5. Как общество может обезопасить себя от маргинальных групп, проповедующих человеконенавистнические идеи?

Задание №4. В стране Г. в 2003 и 2012 гг. проводились опросы общественного мнения, в ходе которых гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Какой группе населения Вы, скорее всего, отнесли бы свою семью?» Полученные результаты представлены в виде таблицы.

Мы едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на продукты

На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения

Денег хватает на продукты и одежду, но покупка товаров длительного пользования является для нас проблемой

Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования, но нам затруднительно покупать действительно дорогие вещи

Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки – машину, квартиру, дачу и многое другое

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)За 9 лет увеличился процент людей, относящихся себя богатым.

2)За 9 лет существенно повысился процент тех опрошенных, которые относят себя к бедным слоям населения.

3)Для большинства людей покупка товаров длительного пользования является проблемой.

4) С 2012-2016 г. существенно снизилось число граждан, которые считают, что могут без труда приобретать вещи длительного пользования, но им затруднительно покупать действительно дорогие вещи.

5)Абсолютное большинство опрошенных не относится к богатым слоям населения

1)миграция; 2)социальный лифт; 3)стратификация;

4)профессиональный карьеризм; 5)социальная норма; 6)маргинальность

Источник

10) Социальная стратификация

Стратификация – система, в которой категории людей в обществе находятся в определенной иерархии, представляющей собой социальное неравенство.

Согласно Энтони Гидденсу, «различимы четыре основные системы стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Рабство – это наиболее выраженная форма неравенства, при которой часть индивидов буквально принадлежит другим как их собственность. Термин «каста» португальского происхождения, означает «род» и «чистый род». Сословия были частью европейского феодализма, но имелись также во многих других традиционных обществах. Феодальные сословия включают страты с различными обязанностями и правами; некоторые из этих различий устанавливаются законом.

Классовые системы отличаются во многих отношениях от рабства, каст и сословий. В особенности нужно было бы отметить четыре момента:Классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них не основывается на наследственном положении и обычаях. Классовые системы более подвижны, нежели другие системы стратификации, и границы между классами никогда не бывают ясно очерченными.

Принадлежность индивида к классу должна быть «достигнута» им самим, а не просто быть «данной» от рождения, как в других типах систем стратификации. Социальная мобильность – движение вверх и вниз в классовой структуре – значительно проще, чем в других типах

Для определения принадлежности к соц стратеразные параметры(сорокин3вида стратификации):экономическую,политическую и профессиональную. связанная с существованием более и менее престижных профессий. «Профессиональная дифференциация — самая общая основа для стратификации в большинстве современных обществ.

«Стратификационные общества получили свое название от латинского слова stratum, что в переводе означает «слой». всевозможные взаимодействия между слоями (стратами) организованы скорее по вертикали, чем по горизонтали — как это происходит в сегментарных обществах.

«Другие характеристики — раса, религия, образование, богатство, речь, этикет — также могут стать базисом для социальных классов. Многие из этих характеристик взаимосвязаны. В основе дифференциации могут лежать и различия, зависящие от генетических факторов и не подверженные социальному изменению — цвет кожи, физические качества или черты лица. Они становятся основанием для стратификации, если признаются социально значимыми.

11)Социальная мобильность

Групповая и индивидуальная,внутрипоколенная и межпоколенная!Структурная и неструктурная.

Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Эти барьеры представлены как силы, отталкивающие индивидов низшего слоя.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности.

Каналы социальной, мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет

Однако, для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом1. Изменение образа жизни. 2. Развитие типичного статусного поведения. 3. Изменение социального окружения. 4. Брак с представителем более высокого статусного слоя во все времена служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности

Источник

Социальный слой современная трактовка социальное положение таблица 10 класс

§ 1. Социальная структура и социальные отношения

каков предмет социологии как науки? Что представаляет собой общество как система? Чем характеризуется марксистское учение об обществе?

Ранее, характеризуя общество, мы обращали внимание на формы объединения людей. Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией.

В центре внимания социологов оказалось несколько проблем: критерии отнесения людей к тем или иным группам, перемещение людей и групп в социальном пространстве, формирование и распад отдельных групп, сущность и проявления социального неравенства. Сложились разные подходы к анализу социальной структуры общества. Два учения – К. Маркса и М. Вебера, по оценкам многих специалистов, оказали наиболее значительное влияние на наши представления о социальном строении общества. Мы рассмотрим их более обстоятельно в данном параграфе.

Взрослеть в обществе, как заметил один социолог, значит все больше узнавать о том, чем же люди отличаются друг от друга, и не только как индивиды (темпераментом, внешностью и т.п.), но и как социальные типы. Иными словами, с узнаванием того, что есть дворники и доктора, начальники и подчиненные, православные и мусульмане и т.д., к человеку приходит понимание, что различия между людьми связаны не только с их личными качествами, но и с принадлежностью к той или иной группе.

Разделение общества на группы называют социальной дифференциацией. Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего «различие». Многие исследователи считают, что дифференциация свойственна любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же были влиятельный и уважаемый вождь и его приближенные, а также живущие «вне закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.

Из приведённого примера видно, что различие групп не просто предполагает наличие у них неких специфических признаков, но и выражается в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам общества, политической власти, образованию и другим социальным благам. В зависимости от обладания ресурсами и благами группы людей выстраиваются вдоль некой шкалы неравенства. Большая группа людей, находящаяся на определенной позиции на этой шкале, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв – социальная стратификация.

Сам термин «стратификация» был заимствован социологами в геологии, где под ним подразумевают вертикальное расположение различных пластов горных пород. Некоторые исследователи считают, что «геологический» образ в данном случае вполне уместен, поскольку отражает само явление социальной неоднородности общества. В геологии для того, чтобы обнаружить организацию слоёв, изучают срез горных пород по вертикали, а в социологии для исследования стратификации приходится проводить большую предварительную работу, чтобы выявить основные социальные группы, взаимоотношения между ними. Но не все считают, что можно проводить аналогию между структурой общества и структурой горной породы. Критики данной точки зрения подчёркивают, что спецификой социальной стратификации является то, что она отражает принцип неравенства.

Из истории и обществоведческого курса основной школы вы знаете, что учёные выдвигают различные причины возникновения неравенства. (Вспомните основные из них.) Столь же разнятся и оценки роли этого явления в развитии общества. С позиций критиков неравномерное распределение богатства между людьми, являясь результатом несправедливого общественного устройства, ведёт к нарастанию социальных конфликтов в обществе, к его дестабилизации. Оно порождает слой праздных, бесполезных для общества людей. Сторонники другой точки зрения указывают на то, что неравенство стимулирует конкуренцию, усиливает стремление наиболее способных людей к продвижению на ключевые посты в обществе и государстве.

Читайте также:  Что значит видеть во сне лося

А какова ваша позиция в этом вопросе?

Устранимо ли неравенство? Ответы и на этот вопрос существенно расходятся. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности уничтожения неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако люди должны принимать такое положение как неизбежность. Те же, кто расценивает неравенство как положительное явление, подчеркивают, что его отсутствие (социальная однородность) приведёт общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве развитых стран под влиянием проводимой политики происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам. Следовательно, процессы социального расслоения поддаются определённому регулированию.

Поразмышляйте над приведёнными точками зрения, по пытайтесь соотнести их с реальными общественно-историческими процессами.

Принято различать экономическую, политическую и профессиональную стратификацию. Экономическая стратификация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу служит проявлением политической стратификации. К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО МАРКСУ

К. Маркс и его сторонники главной формой социальной стратификации считали общественный класс.

Само понятие «социальный класс» появилось давно. Вы помните, что ещё Платон в своей модели идеального государства выделял три основных класса: философов, воинов и непосредственных производителей (купцов и ремесленников). Столько же классов усматривал в обществе и Аристотель, особо при этом подчеркивая роль среднего класса. Ещё одна триада была выдвинута в эпоху Просвещения. Согласно распределительной теории классов, основным разграничительным признаком выступает размер и форма дохода. С учётом этого выделяются три класса: 1) собственники земли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату.

К. Маркс, опираясь на идеи предшественников, создал новую теорию классов. Главным классообразующим признаком он считал отношения собственности на средства производства. Одну группу общества составлял класс, имеющий эту собственность, другую – лишённый её. Отношения между этими классами неизбежно должны были принять непримиримый, антагонистический характер, поскольку собственность была результатом эксплуатации, а её присвоение оказалось возможным в условиях политического господства класса собственников. Такие основные классы-антагонисты существовали на всех этапах исторического развития, за исключением эпохи первобытности. В современную Марксу эпоху ими стали пролетариат и буржуазия. Противоположность классовых интересов порождает классовую борьбу, различные формы проявления которой также можно видеть на всех стадиях исторического развития, начиная с рабовладения.

Таким образом, по Марксу, именно объективные, в первую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификация общества. При этом он не отрицал и некоего субъективного измерения данного процесса – классового сознания. Оно, по мнению философа, не всегда правильно отражает реальное положение дел (возникает феномен ложного классового сознания). Важнейшую задачу революционеров Маркс видел в том, чтобы показать пролетариату его истинное положение в обществе как эксплуатируемого и угнетаемого класса.

Обоснованная в марксизме идея рассматривать способ производства, отношения собственности как основу выделения общественных классов была в дальнейшем воспринята и использована социологами разных направлений. В то же время исследователи отмечали, что есть и другие существенные факторы, определяющие социальную структуру общества, без учёта которых картина социальной стратификации выглядит одномерной и упрощённой. Обращалось внимание и на то, что далеко не все сделанные Марксом предсказания сбылись. Это относится, в частности, к прогнозу о неуклонном росте численности рабочего класса, его прогрессирующем обнищании в условиях развития капитализма.

Марксистский подход к изучению социальной структуры общества долгое время оставался одним из наиболее влиятельных в социологии. Многие соглашались с выдвинутыми идеями, но появилось немало исследователей, которые, отталкиваясь от марксистской теории, выдвигали альтернативные идеи.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО ВЕБЕРУ

М. Вебер, подобно К. Марксу, также выделял в социальной структуре классы и использовал для этого экономический критерий – богатство, т.е. накопленный доход. В свою очередь, этот показатель он связывает и с отношениями собственности на средства производства, и в целом с системой рынка, прежде всего с рынком труда. Поскольку последний сложился только в эпоху капитализма, то и говорить о классах в более ранний период, по мнению Вебера, не приходится. Люди одного класса имеют примерно одинаковые жизненные шансы, т.е. возможность получить общественные блага. Понятно, что они выше у тех, кто владеет собственностью. Но и те, кто не имеет её, однако обладает знаниями, квалификацией, могут быть востребованы на рынке труда, а следовательно, иметь достойный доход.

Помимо классов, Вебер выделяет более чёткие и значимые для каждого человека группы, названные им статусными (подробнее понятие «статус» мы рассмотрим в отдельном параграфе). Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. К последним можно отнести касты, сословия. Особой статусной группой выступает бюрократия, занимающая важное место в системе управления. Критерии выделения статусных групп многообразны, среди них – этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. Но одной из важнейших характеристик этих групп и одновременно критерием их выделения является престиж – оценка их социального положения общественным мнением.

Если классы различаются жизненными шансами, то статусные группы – стилем (образом) жизни. Вспомните, к примеру, известные вам из курса истории различия в образе жизни дворянства и крестьянства в эпоху Средневековья.

Классовая и статусная позиции человека или группы да леко не всегда совпадают. Например, аристократия с развитием капитализма утрачивала своё материальное богатство и слабела как класс, но её престиж в обществе был ещё высок. Не случайно среди разбогатевших промышленников было немало тех, кто стремился приобрести дворянские титулы.

Вебер выделил ещё один тип стратификации, основанный на власти. С этих позиций в обществе можно выделить группы, влияющие на принятие политических решений (политический класс, элита) и лишённые такой возможности. Особую роль социолог отводил партиям и другим организованным группам, стремящимся к власти.

Подводя итог, можем сказать: веберовский подход к стратификации основывается на трёх главных критериях – собственность, престиж, власть. Более многомерная, чем у Маркса, модель социальной стратификации давала возможность полнее и глубже отразить реальность общественной жизни, точнее выявить тенденции её изменения.

Однако есть исследователи, считающие, что марксистская позиция в этом вопросе имеет существенные преимущества перед веберовской. О том, какие приводятся аргументы в защиту этого тезиса, вы можете узнать, прочитав отрывок, помещённый в рубрике «Поработайте с источником».

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ «ЛИФТЫ»

Итак, каждый из нас может быть отнесён к той или иной социальной группе, каждый занимает определённое место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?

Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъ§м (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего).

Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью.

Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоёв общества: почти вся аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоёв населения. Похожую картину даёт революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.

Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.

Начнём с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских им ператоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.

В Средние века отдельные простолюдины таким же образом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.

Читайте также:  Сонник толкование снов кошка рожает котят

Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных сло§в: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.

Ещё одним социальным «лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.

Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможности продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «циркуляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.

ЛЮМПЕНЫ И МАРГИНАЛЫ

Эти две группы населения, причём каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen – «лох мотья». К люмпенам относят людей, опустившихся на дно общественной жизни, – бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.

Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоёв (от лат. marginalis – «находящийся на краю»). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации – массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 1920-х – 1930-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала всё новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общественным положением, стремились к твёрдому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима, заметно снижало революционное ожидание перемен.

Приведённый пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать, что нередко выходцы из этих групп населения бывают наиболее предприимчивыми и успешными в профессиональной деятельности.

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно-общинной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растёт городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высоко квалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.

Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях – и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения – престарелых, инвалидов, многодетных семей.

Основные понятия: социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта, социальная мобильность.

Термины: социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.

1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связа ны понятия «социальная стратификация» и «социальное не равенство»? 3) Укажите три вида социальной стратификации. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер? 6) Какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понимается под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чём отличия маргиналов от люмпенов?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Проанализируйте различные точки зрения на проблему социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующее различие между классами и стратами: «Стратификация предусматривает некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения… Классы… являются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей». Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Вся история человечества доказывает, что неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного». На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы различия в позициях исследователей?

5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, социальные «лифты» существуют в современном обществе?

6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально развитых странах падает доля «синих воротничков» в составе населения (т.е. тех, кто занимается физическим трудом) и возрастает численность «белых воротничков» (к ним относятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруденции, медицины, образования, технические служащие и управляющие). Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое социальное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используются различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т. д. Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, означающего буквально «разряд». Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое количество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них. Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М.Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вторых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людьми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий… Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества… Их основная черта – попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые допускают использование количественно измеряемых показателей.

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. – М., 2004. – С. 93, 95.

Вопросы и задания к источнику:

1) В чем автор видит достоинства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведены в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.

Источник

То, что вы хотели знать