- Способы толкования слов (5 класс)
- Способы толкования слов.
- Просмотр содержимого документа «Способы толкования слов.»
- Конспект и презентация к уроку русского языка «Лексическое значение слова и способы его определения»; 5 класс
- Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
- Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
- Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
- Конспект урока русского языка в 5 классе «Как определить лексическое значение слова»
Способы толкования слов (5 класс)
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
1. Запись предложения
Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, чёрнобурою лисицею под горой улёгся лес. (Д. Кедрин)
2. Обозначить изученные орфограммы.
3. Морфемный разбор по составу слова с/прят/а/лось.
Взаимооценка или самооценка (по алгоритму) под контролем класса.
III. Письменный опрос с элементами проверки домашнего задания.
1. Письменный опрос выполняется на листочках –
Закончите предложения:
1) Лексика – это (словарный состав языка).
2) Лексическое значение слова – это (смысл слова).
3) Грамматическое значение слова – это (признаки слова).
4) Раздел языкознания, который изучает словарный состав языка (лексикология).
2. Ученики показывают свои материалы упр.8, стр. 232
(3–4 учащихся),
Познавательные УУД
1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную).
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
3. Владеть средствами цифровой обработки информации (самостоятельно создавать цифровые ресурсы и свободно ими пользоваться).
IV. Введение в тему урока и формулирование учебной проблемы.
1. Актуализация изученного.
Наблюдение по учебнику.
а) упр. 9, стр. 233
– проводится работа с толковым словарём.
– С каким словарём в учебнике вы будете работать?
– Как понимаете, что такое толковый словарь?
– Как называются значения, которые вы нашли в толковом словаре?
– Какую ещё информацию о слове можно найти в толковом словаре?
– Как называются признаки, которые указаны рядом со словом? (Грамматическое значение.)
– Кто же составляет толковые словари?
2. Упр. 16 – работа со статьями из толковых словарей С.И. Ожегова.
– Кто ещё составлял толковые словари?
Вклад В.И. Даля в развитие языка. (Он первый самостоятельно собирал «народные» слова, подбирал к ним пословицы, поговорки.)
3. На слайде статьи из словаря В.И. Даля
представлены слова с толкованиями значений.
На слайде записи.
Счастье – это чувство высшего удовлетворения.
Счастье – это когда тебя понимают (из кинофильма «Доживём до понедельника»).
Счастье – радость, благополучие, блаженство.
Счастье – буквально «хорошая часть, доля» (из словаря, объясняющего происхождение слова).
– Как вы думаете, одно или разные значения у слова счастье?
– Как называется такое значение слова? (Лексическое значение.)
– Какое из определений нельзя найти в словаре?
– Какую учебную проблему будем решать на уроке?
Запись темы урока:
Способы толкования слова.
4. Извлекать информацию из словаря.
5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Духовно-нравственное воспитание
Воспитание чуткого, бережного обращения со словом.
Уважение к традициям и культуре русского народа, хранителям русского слова, русской речи.
6. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).
7. Перерабатывать, сравнивать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
V. Открытие новых знаний.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений.
1. Упр. 13 (работа в паре) – развивается умение определять лексическое значение слова разными способами
2. Упр. 15 – выявляется сущность точного и выразительного значения слова.
Ученики предлагают свои версии главной мысли приведённых отрывков. (Слово должно наиболее полно и точно передавать выражаемое им понятие.)
3. Упр. 14 – развиваются умения в области культуры речи – употреблять слова в соответствии с их значениями, предупреждается ошибка, связанная с недостаточным (неточным) знанием значения слова.
Дополнительные вопросы к упр. 14.
– Сделайте вывод, что нужно знать, чтобы избежать ошибок в речи, и что может помочь в точном и ясном выражении мысли?
– Сравните значения слов точность и ясность, опираясь на словарный материал в рамке.
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи.
3. Находить и исправлять речевые недочёты.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Рефлексия.
– Какую новую информацию получили на уроке?
– Что было самым интересным? А что показалось трудным?
– Оцените свою работу на уроке, опираясь на алгоритм самооценки.
– Прочитайте ключевые слова урока и приведите к ним любую ассоциацию (толкование, пример, схему, иллюстрацию).
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VIII. Домашнее задание.
1. Б. Объясните значение слов любым способом: абориген, цивилизация, экзотика, байдарка.
2. П. Подберите фрагмент текста (3–4 предложения) в учебнике «Литература» из произведения, которое вы сейчас изучаете, объясните значение имён прилагательных любым известным вам способом.
Источник
Способы толкования слов.
Способы толкования слов. Урок русского языка в 5 классе. Авторы учебника:Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук О.Л., Шмелёва Е.Я.
Просмотр содержимого документа
«Способы толкования слов.»
Тема: Способы толкования слова.
Тип урока. Урок развития умений.
Цели как деятельность учеников.
М/п: свободно пользоваться словарями различных типов, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её в разных формах.
ЛР: толковать значение слова разными способами, устанавливать связи, сходство и различие между толкованиями.
ЛР: развитие умений в области культуры речи, опирающихся на такие качества, как точность, выразительность, ясность речи; предупреждение ошибок, связанных с неточным знанием значений слов.
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
1. Запись предложения
Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, чёрнобурою лисицею под горой улёгся лес. (Д. Кедрин)
2. Обозначить изученные орфограммы.
3. Морфемный разбор по составу слова с/прят/а/лось.
Взаимооценка или самооценка (по алгоритму) под контролем класса.
III. Письменный опрос с элементами проверки домашнего задания.
1. Письменный опрос выполняется на листочках –
1) Лексика – это … (словарный состав языка).
2) Лексическое значение слова – это … (смысл слова).
3) Грамматическое значение слова – это… (признаки слова).
4) Раздел языкознания, который изучает словарный состав языка (лексикология).
2. Ученики показывают свои материалы упр.8, стр. 232
1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную).
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
3. Владеть средствами цифровой обработки информации (самостоятельно создавать цифровые ресурсы и свободно ими пользоваться).
IV. Введение в тему урока и формулирование учебной проблемы.
1. Актуализация изученного.
Наблюдение по учебнику.
– проводится работа с толковым словарём.
– С каким словарём в учебнике вы будете работать?
– Как понимаете, что такое толковый словарь?
– Как называются значения, которые вы нашли в толковом словаре?
– Какую ещё информацию о слове можно найти в толковом словаре?
– Как называются признаки, которые указаны рядом со словом? (Грамматическое значение.)
– Кто же составляет толковые словари?
2. Упр. 16 – работа со статьями из толковых словарей С.И. Ожегова.
– Кто ещё составлял толковые словари?
Вклад В.И. Даля в развитие языка. (Он первый самостоятельно собирал «народные» слова, подбирал к ним пословицы, поговорки.)
3. На слайде статьи из словаря В.И. Даля
представлены слова с толкованиями значений.
Счастье – это чувство высшего удовлетворения.
Счастье – это когда тебя понимают (из кинофильма «Доживём до понедельника»).
Счастье – радость, благополучие, блаженство.
Счастье – буквально «хорошая часть, доля» (из словаря, объясняющего происхождение слова).
– Как вы думаете, одно или разные значения у слова счастье?
– Как называется такое значение слова? (Лексическое значение.)
– Какое из определений нельзя найти в словаре?
– Какую учебную проблему будем решать на уроке?
Способы толкования слова.
4. Извлекать информацию из словаря.
5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Воспитание чуткого, бережного обращения со словом.
Уважение к традициям и культуре русского народа, хранителям русского слова, русской речи.
6. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).
7. Перерабатывать, сравнивать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах.
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
V. Открытие новых знаний.
– Как бы вы назвали способ толкования, который наблюдали в упр. 9, 16? (краткое толкование слова)
Упр. 10, 11, 12 ( по вариантам)
а) Вопросы на выявление других способов толкования.
в) Общий вывод о способах толкования значений слов и завершение формулировок определений.
1) Описательный – толкование (объяснение) через описание признаков с опорой на толковый словарь.
2) Подбор синонимов и антонимов – через слова с близким или противоположным значением.
3) Опора на состав слова, однокоренные слова – через значения частей слов – приставок, корней, суффиксов.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений.
1. Упр. 13 (работа в паре) – развивается умение определять лексическое значение слова разными способами
2. Упр. 15 – выявляется сущность точного и выразительного значения слова.
Ученики предлагают свои версии главной мысли приведённых отрывков. (Слово должно наиболее полно и точно передавать выражаемое им понятие.)
3. Упр. 14 – развиваются умения в области культуры речи – употреблять слова в соответствии с их значениями, предупреждается ошибка, связанная с недостаточным (неточным) знанием значения слова.
Дополнительные вопросы к упр. 14.
– Сделайте вывод, что нужно знать, чтобы избежать ошибок в речи, и что может помочь в точном и ясном выражении мысли?
– Сравните значения слов точность и ясность, опираясь на словарный материал в рамке.
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи.
3. Находить и исправлять речевые недочёты.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
– Какую новую информацию получили на уроке?
– Что было самым интересным? А что показалось трудным?
– Оцените свою работу на уроке, опираясь на алгоритм самооценки.
– Прочитайте ключевые слова урока и приведите к ним любую ассоциацию (толкование, пример, схему, иллюстрацию).
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VIII. Домашнее задание.
1. Б. Объясните значение слов любым способом: абориген, цивилизация, экзотика, байдарка.
2. П. Подберите фрагмент текста (3–4 предложения) в учебнике «Литература» из произведения, которое вы сейчас изучаете, объясните значение имён прилагательных любым известным вам способом.
Источник
Конспект и презентация к уроку русского языка «Лексическое значение слова и способы его определения»; 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №56»
Осина Людмила Константиновна,
учитель русского языка
Тема урока «Лексическое значение слова и способы его определения»
Цель учителя: формировать умения учащихся определять лексическое значение слова разными способами.
Цель учащихся: научиться толковать значение слова разными способами
1.Актуализация знаний, умений.
Посмотрите видеофрагмент по книге А.Линдгрен «Пеппи, Длинный чулок».
(или презентация, чтение текста слайд №1-2)
Вы поняли, ребята, что такое кукарямба?
Удалось ли Пеппи найти новое слово?
(Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть, это значит, что у слова есть лексическое значение. Слово «кукарямба» ничего не означает )
Так чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.
Запишем в тетрадь число и тему урока. Слайд№3
2. Введение нового знания.
Откройте учебник на стр.150, прочитайте теоретический материал.
Что знакомо? С какими новыми терминами встретились? Что такое лексика? Что такое лексикология?
2) Слайд№4. Лексика. Лексикология. Лексикон.
Какого термина не было в учебнике? Прочитаем, что означает слово лексикон.
А каков ваш запас слов?
3) Слайд№5 . Творческий диктант. Определите слова по толкованию их лексического значения и запишите в тетрадь (в столбик, под номерами)
2. Слова, близкие по значению –
3. Слова, противоположные по значению –
4. Воображаемая линия, разделяющая Землю на два полушария –
5. Нижний этаж зрительного зала в театре, кино –
4) Самопроверка. Определите степень успешности своей работы.
Все ли слова вы записали? Если не все слова записаны, почему, как вы думаете?
Итак, чему мы сегодня должны научиться? Сформулируйте цель урока.
(научиться объяснять лексическое значение слова)
Запишите в тетрадь слова, значение которых вам было незнакомо.
(скорее всего, партер, жокей)
Какой словарь нам поможет определить лексическое значение слова? (Толковый)
Ребята, а кто составляет словари? Пеппи говорила о профессорах. Каких профессоров, составителей словарей вы знаете?
Слайд№7. С.И. Ожегов. В.И. Даль. Д.Н.Ушаков.
Чем больше слов знает человек, тем его речь богаче, ярче, выразительнее.
Где пригодится вам в жизни богатый словарный запас?
3.Воспроизведение нового знания.
1) Существует несколько способов определения лексического значения слова.
Подумайте, какими еще способами можно объяснить лексическое значение слова? Например, как вы объясните трехлетнему ребенку, кто такой дельфин? Если вы скажете, что дельфин – это морское млекопитающее животное из разряда китообразных, вряд ли будет ему понятно.
А как определить значение слова лиловый?
(Фотография, рисунок; возможно, кто-то назовет синонимы) Молодцы!
2) Слайд №8. Способы объяснения лексического значения слова.
Какими способами можно объяснить лексическое значение слова?
4. Первичное закрепление.
Запишите данный материал в виде таблицы. (Примеры можно записать свои, например рисунок, или использовать материал слайда).
Способы определения лексического значения слова
1.Перечисление отличительных признаков
2. Подбор синонимов
3. Подбор антонимов
4.Подбор однокоренных слов
5. Фотография, рисунок
Объясните, как вы понимаете лексическое значение слова «поэт», используя четыре способа определения ЛЗ. (Постарайтесь подобрать как можно больше синонимов и однокоренных слов)
а) Человек, который сочиняет стихотворения б) Автор поэтических произведений
а) Стихотворец б) Сочинитель в) Творец
3 способ. Поэт-прозаик
а) Поэзия б) Поэтесса в) Поэтичный г) Поэтический
2). Работа в группах.
— Нет, сынок, секретарша – это женщина-секретарь, которая ведает деловой перепиской, текущими делами учреждения.
Слайд №9 . Найди соответствия
3. Профессиональный наездник на скачках, бегах –
4. Нижний этаж зрительного зала в театре, кино –
6. Вежливый, учтивый-
2. Лексика – это словарный состав языка
3 . Манок – дудка, свисток для приманивания птиц
4. Галантный – вежливый, учтивый
5. Партер – нижний этаж зрительного зала в театре, кино.
1). Что нового сегодня вы «открыли» для себя?
2). Что на уроке для вас было трудным?
3). Что для вас было полезным?
8. Итоги урока. Домашнее задание.
Учащиеся выбирают задание.
1.Упражнение №331. Разгадайте кроссворд.
2. Составьте свой кроссворд на любую выбранную тему.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Смотрите похожие материалы
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Источник
Конспект урока русского языка в 5 классе «Как определить лексическое значение слова»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс.
Тема урока: Как определить лексическое значение слова.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели : 1) Совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; изучение в самостоятельной исследовательской деятельности лексических особенностей новых слов;
2) Формирование представления о способах определения лексического значения слова;
3) Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся развитие умения работать с толковым словарём; средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.
4) Воспитание чуткого отношения к родине, родному языку, уважительного отношения к его лексическим запасам, воспитывать чувство взаимоуважения. Воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира
Приемы и методы : подводящий диалог, практикум.
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, умения участия в диалоге по теме, понимания чужой точки зрения и аргументировано отстаивать свою;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь
предметные : научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.
Межпредметные связи: литература, история.
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Вероника Михайловна, и я приглашаю вас сегодня отправиться в гости к слову….
Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Ведь
на улице чудесная погода, иногда светит солнышко, и я очень рада встрече с вами. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
. А с каким настроением вы пришли на урок? Смайлики – на одной стороне радостный, на другой – печальный. Покажите тот смайлик, который охарактеризует ваше настроение. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Сегодня я подготовила вам маленький сюрприз.
Видео + музыка + казачка
У нас на уроке настоящая казачка
что она держит в руках? Не называя предмет опишите его, представьте его характеристику (не одним словом, а развернутым высказыванием) Начните свой ответ так, как показано на слайде
Всегда на донской земле гостей встречали именно так, а ведь у нас сегодня НА УРОКЕ гости и мы как истинные жители донской земли рады своим гостям
Источник