Толкование притч иисуса христа святыми отцами

Толкование всех притч Христовых: 3

Выберите раздел серии

Золото Евангельской мудрости: Притчи
Толкование всех притч Христовых: 3

15. Притча о семени, возрастающем неприметным образом
Евангелие от Марка, глава 4

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Эта притча – о том, что Царствие Божие в нашем мире развивается неприметным образом, то есть, мы часто не можем проследить процессы роста Царствия, мы не знаем путей, механизмов этого роста. Наша задача – сеять, а как взойдет – Бог знает. Притча очень важная, и интересно, что Евангелисты Матфей и Лука ее пропустили, то есть, не стали приводить, заимствуя из Евангелия от Марка, хотя оттуда они заимствовали немало притч. Может быть, другие Евангелисты не совсем были согласны с ней? Или учение о Царствии Божием, данное Христом, казалось им настолько понятным, что они не видели необходимости напускать туман в очевидных вещах?

Но у Марка притча есть. О чем она? О том, что мы не можем просчитать логических законов развития Царствия Божьего в душе человека. Если оно посеяно, оно возрастает и постепенно изменяет человека: его мировоззрение, его систему ценностей…

Я в своей пастырской деятельности, на своем опыте, убедился в большой правоте этой притчи. Я практически никогда не знаю, что происходит с человеком, к которому обратился своей проповедью, своим действием. Но проходят годы, и вдруг приходит человек и говорит: «Я запомнил вашу статью (проповедь или выступление, услышанное по радио). Я это услышал, и оно где-то отложилось. А потом случилась такая история… или возникла такая ситуация, когда услышанное произвело удивительно действие в моей душе».

Порой это происходит в трагичные моменты жизни человека, иногда – в какие-то другие моменты… Был такой случай. Однажды в храм, в котором я служу, пришел человек и сказал: «Я хочу начать церковную жизнь, полностью жизнь поменять». Я спрашиваю: «А почему вы так решили?» Он отвечает: «Лет десять назад я слушал на радио передачу. Там выступал какой-то православный священник и говорил о жизни с Богом, какие удивительные горизонты перед человеком открываются, если он по Богу хочет начать жить. И закончил эту передачу священник словами: может быть, вы меня сейчас послушаете, и вам это будет, как вам кажется, не нужно, но прошу вас, запомните: когда вам будет плохо, тоскливо, жизнь покажется бессмысленной, знайте, что всегда есть выход – это движение в сторону Бога. И когда вы это поймете, вы начнете думать: как же действовать дальше? Я дам вам совет, как вы должны поступить. Просто выходите из своего дома и направляйтесь к ближайшему храму. Зайдите в этот храм и подойдите к первому попавшемуся священнику. И скажите ему: я хочу начать христианскую жизнь, помогите мне в этом».

И я, слушая этого человека, постепенно вспоминаю, что да, я говорил когда-то в передаче такие слова. Спрашиваю: «А вы не помните, как этого священника звали?» Он отвечает: «Это еще даже не священник был, а студент Духовной Академии, звали его Константин, а фамилию я забыл». Я ему говорю: «Я и есть тот самый Константин из той передачи». Закрылось то радио (это была радиостанция Теос), я уже 15 лет как не студент Духовной Академии и напрочь забыл, о чем я в тот раз вообще говорил, но слова мои где-то отложились и потом проросли.

И вот что случилось с этим человеком, как он рассказал. 10 лет назад он слушал мою проповедь. И вот недавно ему стало очень плохо, как говорится, до края дошла жизнь. Он вышел из дома, сел в трамвай и решил, что будет ехать до первой попавшейся церкви, и, проезжая, в окно увидел наш собор. Вышел на ближайшей остановке, пришел в храм и подошел к первому попавшемуся священнику. Это был я. Случайность? Но, по старинной поговорке, кто верит в Бога, тот не верит в случай! Господь показал мне, к каким удивительным результатам может привести твое сеяние, какими причудливыми путями Царствие Божие может в человеке дать всход. К слову сказать, в случае с этим человеком всходы оказались самыми настоящими: он стал воцерковленным православным христианином.

Другой пример. Я всегда произношу проповедь, когда совершаю какую-нибудь требу, например, отпевание, Крещение, венчание. На отпевание приходят люди, которые, может быть, первый раз пришли в церковь. Когда умирает родственник, приходят его проводить в последний путь даже не верующие, даже некрещеные, потому что так принято – провожать в последний путь своих близких: папу, маму, дядю, бабушку. И очень часто стоят люди, далекие от церкви, это видно по реакции. И вот на отпевание мамы пришла женщина, которая была активной протестанткой. И моя проповедь запала ей в душу, спустя годы она проросла, дала всходы, и эта женщина стала православной христианкой, причем очень активной христианкой, многих людей привела к Богу. Сейчас она моя духовная дочь.

Постоянно я встречаюсь с ситуаций, что сею и не знаю, куда упадет. Проходят месяцы или годы, и я вижу, что сказанное мною каким-то образом проросло. Вспомним Христово: …и как семя всходит и растет, не знает он… Мы не знаем законов действия Царствия Божьего. Когда мы делаем добро, например, утешаем человека случайно встреченного, обращаемся к нему со словами добра и любви, то не знаем, как они в нем отзовутся и прорастут. Но они могут привести к совершенно невероятным результатам, мы увидим, что что-то дивное произошло. А может, и не увидим, только в Царствии Божьем (если его сподобимся) узнаем, сколько человек обрели почву под ногами, когда им было плохо, сколько оказалось утешенных, может быть, благодаря нашему слову, каким-то катехизаторским и проповедническим усилиям. Иногда приходят люди, и оказывается, что мое слово, произнесенное на проповеди, удержало их от большого греха, а то, бывало, и от самоубийства.

Царство Божие, как новая, Божия реальность, преображающая человека и мир, таинственными для нас путями усваивается миром, людьми и прорастает. Вот об этом эта притча. Наше дело – сеять. А прорастет ли и как – Бог весть.

16. Притча о двух должниках
Евангелие от Луки, глава 7, стихи 41-43

Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

Эта притча сказана в контексте рассказа Евангелиста о случае, когда к Иисусу подошла блудная женщина, которая, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами своей головы. Эта падшая женщина целовала ноги Иисусу и помазывала их драгоценным бальзамом-миром.
Блудница? Миро? Где она вообще могла его взять. Может быть, она копила полученные за свое ремесло деньги, чтобы вечно не оставаться в этом состоянии? Подобные женщины нередко осознают всю пагубу и тупиковость своего пути и копят деньги, чтобы вырваться из нищеты и начать нормальную жизнь. Может быть, услышав Христа, она поняла, что находится на таком жутком, неправильном пути, что пошла и эти неправедным путем заработанные и сбереженные деньги потратила на миро. Оно было очень дорогое, гораздо дороже нынешних духов. И, купив миро, женщина стала возливать его на ноги Христу.

Читайте также:  Тебя бьют во сне к чему это ссадины

Мы говорили, что притчу нужно рассматривать в контексте истории. Мы видим, что Христос призывал к покаянию всех. Подумайте над этим словом: всех, и падших в том числе! Помните слова поэта: «и милость к падшим призывал»? Многие «чистенькие» иудеи роптали, что Христос всяких подонков (это не ругательное слово, а означающее находящийся на дне общества) к себе допускает. Эти грешники даже прикасаться к правоверному еврею не могут. А Христос их к Себе допускает. И этим как бы говорит: многие люди запутались в жизни, и если им не протянуть руку помощи, не раскрыть объятия прощения и милосердия, то они сами из этой западни не выберутся. То есть, взгляд Христа таков: люди, даже падшие, даже грешные, – это не какие-то отъявленные мерзавцы или негодяи, а просто сбившиеся с пути несчастные… Они бы и рады выпутаться, да не знают, как. И вот Христос дарует всем, кто хочет Его принять, прощение, Христос открывает Свои объятия для всех.

Поэтому очень важно, чтобы мы, христиане, не были законниками и ригористами, мы не должны закрывать свои объятия и возможность покаяния даже для падших людей. В моей пастырской деятельности было много случаев, когда приходит человек и даже говорить не может, настолько он осознает свою грешность, настолько ему плохо. Как мне поступить с этим человеком? На самом деле очень грешным? Я могу выслушать его строго, чтобы он в будущем не повторял таких грехов, чтобы ему было неповадно, чтобы он побоялся с такими грехами еще раз к священнику подойти. Я могу грозно на него посмотреть. Я могу сказать: «А знаете, сколько вы нарушили канонов церковных? Знаете, что в американском суде за каждый проступок дается какое-то количество лет, так что в Америке можно посадить человека в тюрьму на тысячу лет. Вы знаете, что на тысячу лет вас можно от Церкви отлучить. »
А есть и другой вариант – порадоваться, что человек пришел, вспомнив слова Христа, что и об одном грешнике кающемся бывает на Небесах великая радость. Об одной овечке, потерявшейся и нашедшейся, Отец Небесный радуется. Я говорю этим людям: «Вы совершили бесконечное множество грехов, многократно нарушали Заповеди Божии. Но ведь сейчас происходит такая радость – вы возвращаетесь к Отцу Небесному! Знаете, какая сейчас на Небесах радость? Если бы вы увидели, что в ином мире сейчас делается, если бы вы увидели, как Господь сейчас для вас объятия Свои распахнул! Он хочет, чтобы вы припали к Нему на грудь, поплакали, покаялись и больше Его не покидали».

Но после этих слов, когда грешник понял, что в него поверили, нужно сказать и другие слова: «Всегда помните, что, когда ко Христу пришла падшая женщина, Он ей сказал: иди и впредь не греши. Господь нам все простит, но, поплакав, мы не должны возвращаться к прежней жизни, а должны начать новую жизнь».

Вспомним в этой связи Евангельскую историю, которая хорошо иллюстрирует духовное пробуждение человека, к которому отнеслись с любовью. Это рассказ о мытаре Закхее, в 19-й главе Евангелия от Луки. Закхей был не просто сборщиком налогов, а начальником, то есть, наиболее коррумпированным и хитрым среди всех мытарей. Закхей ничего не говорил Христу, а только посмотрел на Него. И Иисус, «взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».
Закхей бросился домой, накрывать на стол. Иисус пришел и так по-доброму, с любовью себя вел в гостях, что, как говорит Евангелие, Закхей, «став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо»… По еврейским законам, вдвое нужно было восполнять должнику, а он говорит: вчетверо возвращу. Насколько покаяние глубокое было у человека.

Христос Свои объятия распахивает для каждого, хочет всех обнять и привлечь к Себе, но при этом Он все же человеку говорит: иди и впредь не греши. И каждый может обратиться к себе и подумать: а мы проявляем такое же отношение к заблудшим, какое проявлял наш Господь Иисус Христос? Мы учимся так же поступать по отношению к людям, чтобы они могли поверить в себя и бросить преступную жизнь?

17. Притча о работнике, пришедшем с поля
Евангелие от Луки, глава 17, стихи 7-10

Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Эта притча описывает совершенно нормальную ситуацию того времени, конечно, для состоятельных людей. У каждой древней небедной семьи были слуга или служанка. И даже если предположить, что слушатели Христа были совсем бедные люди, не имеющие слуг, все равно эта зарисовка для них была очень понятной.
Хозяин возвращается домой. Возвращается ночью. И он не скажет слуге своему: скорее садись за стол, я тебя буду кормить. Он, наоборот, скажет: приготовь мне поужинать, и, подпоясавшись служи мне, пока буду есть и пить, а потом ешь и пей сам, то есть соблюдается субординация.

О чем эта притча?
Среди ученых есть два мнения. И смысл притчи в некотором отношении зависит от того, какую точку зрения мы примем за основную.

Одна часть библеистов видит смысл притчи в том, что, когда приходит Христос, Посланник, выстраиваются определенные субординационные отношения. Люди должны Христа воспринимать, слушать и слушаться и не должны Ему указывать, как они постоянно делали, панибратски с Ним общаясь. Молчи, слушай и воспринимай все, что Он тебе говорит. Это такая довольно жесткая притча, которая показывает людям, что они должны больше слушать, нежели говорить, больше назидаться, нежели умничать. И они должны Христа воспринимать как Хозяина и относиться к Его словам с благоговением и уважением. Как в притче – никакой заслуги у раба нет: если он служит, то и должен служить, а если не будет, то его накажут.

Читайте также:  Чем кома отличается от летаргического сна

Может быть, так было изначально. Но в контексте Евангелия эта притча помещена в беседу Иисуса с учениками. Таким образом, она оказывается обращенной не к иудеям, а к ученикам Христовым. Может быть, Евангелист Лука сознательно это сделал и через это адаптировал слова Христа к своим читателям. Потому что грекам, которым адресовал Лука Евангелие, в общем-то, еврейская проблематика была чужда. Община Евангелиста Луки жила в другой стране, у них были другие обстоятельства, перед ними вставали другие вопросы. И обращенная к ученикам Христовым притча получила несколько иной смысл, а именно: в ней Христос говорит ученикам, что если те делают что-то хорошее, например, исполняют Его заповеди, повеления, то ни в коем случае не должны считать себя заслуживающими благодарности. Ты ученик Христов, и жить иначе просто не имеешь права! Твоя христианская жизнь – не заслуга твоя, а естественное следствие того, что ты назвал себя христианином, подчинил себя Господу.

18. О неправедном судии
Евангелие от Луки, глава 18, стихи 1-8

Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Притча интересная. Мы сначала разберем, что эта притча означала в контексте той ситуации, в какой жил Христос и в которой Он эту притчу произносил. Потом посмотрим, какой смысл вкладывала в эту притчу первохристианская община, к которой принадлежал Евангелист Лука и для которой он писал Евангелие.

Итак, в самом первом смысле эта притча была обращена к современникам Спасителя, иудеям. Евреи вопияли о том, когда же придет спасение. И во времена Христа были равнодушные люди, преимущественно иудейская верхушка, те, которых все устраивало, которые жили в самодовольстве и успокоенности. Но простых людей их жизнь совсем не устраивала, и они вопияли день и ночь: когда же Бог установит Свою правду?
Здесь Христос говорит, что Бог все слышит и реагирует на просьбы людей. А как Бог откликнулся на эти мольбы? Послал Христа, Сына Своего. Эта притча означала для евреев, что их просьбы были услышаны. Даже неправедный, злой судья внял настойчивым просьбам этой женщины. Не тем ли более милосердный Бог внемлет молитвам простых людей, которые жаждали спасения?

В перспективе Иудейской истории, когда простые люди вопияли о спасении, спасение в Лице Христа пришло. Вот что, скорее всего, означала в то время эта притча, произнесенная Христом.
Но Лука писал в 80-е годы 1-го столетия. Возможно, говорят специалисты, что эта притча была немного отредактирована, то есть Лука ее так изобразил, такими деталями наполнил, что она приобретает и другое значение, актуальное в первую очередь уже для христиан. Кто теперь вопиет о спасении день и ночь? Христиане. И, раз христиане вопиют, будет Второе Пришествие. Христос не замедлит явиться, придет и даст им спасение. Несомненно, что здесь звучит тема Второго Пришествия. Мы помним, что с тех самых пор, как Христос ушел к Отцу на Небеса, люди очень ждали Его Второго Пришествия. Первое поколение христиан думало, что это произойдет на их веку, потом первое поколение умерло и Христа стало ждать второе поколение христиан… К 80-м годам 1-го века, когда было написано Евангелие от Луки, ожидания эти были очень напряженными. Вот и дается в этой притче ответ.

В начале 2-го века будет создан документ, позже надписанный как Послание Петра. Мы знаем его потому, что этот документ вошел в состав наших новозаветных книг как Второе Послание Ап. Петра. Но самому Ап. Петру этот текст не принадлежит. И вот в этом Послании автор дает очень четкий ответ братьям и сестрам во Христе, ответ на вопрос, почему Христос долготерпит и не возвращается на землю. Там сказано: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3, 8-9)
Первые 100 лет после Вознесения Христова христиане непрерывно ждали Пришествия Господня. Потом постепенно тема напряженного ожидания стала угасать, все поняли, что в планы Божии не входит такое скорое Пришествие, а когда Он придет, Он Сам знает — это Его воля, нам это неведомо.

Итак, возвращаясь к нашей притче. Большинство библеистов говорит, что в ней есть два слоя. Первый слой – это непосредственный смысл, который вкладывал в эту притчу Христос: о том, что простые иудеи, жаждущие спасения, дождались его, Мессия пришел. А второй слой смысла – это тот, который вкладывает Евангелист Лука: речь идет о Втором Пришествии Христа уже к христианам, ждущим Спасителя.

Конечно, для нас оба этих смысла приемлемы. Иногда эту притчу у нас трактуют как пример настойчивости в молитве. Можно и так трактовать: о чем просите – просите настойчивее; в каком-то смысле – да, но это не прямой смысл. Некоторые спрашивают: разве может неправедный судья символизировать Бога? Возможно ли это? Это мы сейчас по благоговению не стали бы какие-то поступки не очень хорошего человека приводить для иллюстрации действий Бога. Но в то время это было вполне допустимо. Можно было описать какого-то не очень хорошего человека, даже карикатурного, и сказать, что он каким-то образом символизирует Бога. Слова: «Бога не боялся, людей не стыдился» – никаким образом не дают основания проводить параллели с Богом. Мы видим человека, который, может быть, и хотел бы не реагировать, но все-таки реагирует – из-за настойчивости просительницы. Христос говорит: «Вот так и Бог – если вы настойчивость какую-то проявляете в молитвах, Он, безусловно, откликнется. Вот иудеи простые молились, и спасение в Моем Лице пришло».
В отношении христиан Лука, наверное, видит ситуацию так: христиане вопиют день и ночь: «Когда же закончатся эти гонения?» А иудеи, начиная с 50-х – 60-х годов, жестокие гонения на христиан воздвигли. «Когда же Господь придет?» Молитесь, ждите. Ответ будет.

Читайте также:  Что значит во сне идти босиком по снегу

19. Притча о мытаре и фарисее
Евангелие от Луки, глава 18, стихи 9-14

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится

Эта притча – конечно, не о том, что один плохой, а другой хороший. Фарисей в притче, как ни странно, тоже был оправдан, потому, что он, в принципе, был неплохим человеком – старательным, благочестивым: постился два раза в неделю. (Не все фарисеи постились, только очень благочестивые. Постились они 2 раза в неделю: во вторник и четверг. Христиане потом тоже постные дни установили, по фарисейскому обычаю, только в другие дни – в среду и пятницу, в память событий Великой Среды и Великой Пятницы.) Он давал десятину, 10-ю часть, со всего, что приобретал. Вообще 10-ю часть платил тот, кто товар производил, а не тот, кто покупал. То есть, если ты покупал на рынке какой-то товар, то ты частично освобождался от его оплаты, потому что тот, кто продавал тебе, уже уплачивал Богу эту десятину и потому приобретающий платить налог был не обязан. Но наиболее благочестивые люди давали десятину со всего, что приобретали, то есть, можно сказать, вторую десятину платили.
Так что этот фарисей совсем не плохой. Но ему не хватает самого главного – увидеть, что он нуждается в спасении, увидеть свою духовную нищету, почувствовать свою зависимость от Бога, возжелать спасения. Осознать, что все мы согрешили перед Богом, все нуждаемся в спасении, в очищении. Фарисеи не считали себя нуждающимися в спасении, думали, что собственными силами его достигнут. А Христос пришел, чтобы всех спасти, всем даровать спасение. Чтобы принять это спасение, человек должен для начала понимать, что он грешен и потому нуждается в спасении. Здесь, в этой притче, один человек, фарисей, – хороший, благочестивый, а второй человек, мытарь, – плохой, изгой, который не очень честно живет. Как это ни парадоксально, но то, что он плохой, позволяет ему видеть свою нищету духовную, а, значит, просить о спасении.
Этот человек пошел более оправданным,и, значит, у него больше возможностей жить теперь другой жизнью, потому что он осознал свой грех, возжелал спасения.

Смысл притчи парадоксален: с Приходом Христа, Который дарует возможность новой жизни всякому желающему, всякий человек может обрести эту новую жизнь. Единственное условие: осознать, что ты без Христа погибаешь. И что любой твой грех и слабость Христос может исцелить.

Представьте ситуацию. Приходит Христос, и одни люди: блудницы, мытари, – осознавая свою греховность, потянулись к Нему. Другие же, считая себя благополучными, не принимали Христа. И Он говорит, что позиция этих людей очень опасна, она не дает увидеть собственную греховность. Все мы согрешили, все нуждаемся в спасении. Позиция фарисея замкнута для изменения, статична, он остановился в развитии, ибо развитие предполагает, что ты осознал свое несовершенство, неполноту. А здесь – очевидное самодовольство и уверенность в своей полноте.

Идет ли здесь речь об осуждении, о гордости?
Нет, тут речь о другом: считая себя хорошим, фарисей собирается достичь спасения собственными усилиями и тем самым лишается возможности спасения от Бога. А Христос пришел показать, что без Него спасения не обрести, помните Его слова: без Меня не можете творити ничесоже. Даже если ты не то, что десятину, половину будешь отдавать с купленного, без Христа тебе не спастись.

Некоторые высказывают мнение, что, пока фарисей просто хорошо говорит о себе, то ничего страшного в этом нет, а вот когда он начинает сравнивать себя с другими, вот это плохо. Скорее всего, это притянуто за уши, потому что притча говорилась для простых людей. В притчах нет настолько глубокого смысла, чтобы нужно было каждую фразу или каждое слово, как какую-то головоломку, расшифровывать. Можно, конечно, слой за слоем снимать, и духовно, и нравственно истолковывать, но вообще притча – это маленький, лаконичный, яркий и четкий рассказ о чем-то конкретном и однозначном. К слову сказать, притча почти всегда говорит о каком-то одном аспекте, у нее одна главная тема. Две темы или же подробности, над которыми можно ломать голову, – это не о Евангельских притчах.
Здесь мы видим, что один человек не нуждается в спасении, он говорит: я неплохой. И он, действительно, неплохой. Но, к сожалению, спасение для него закрыто, потому что он не нуждается в Боге, в том спасении, которое Христос принес. А смысл Евангелия – в том, что Христос принес спасение для всех, потому что все люди – грешники и спасение можно только через Него обрести. Мытарь тоже не просто говорил: «Боже, буди милостив мне, грешному». Здесь, скорее всего, это начальные слова 50-го псалма: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Возможно, он псалом читал, так как этот покаянный псалом евреи читали в знак покаяния. Возможно, пришел мытарь в храм и начал читать этот псалом покаянный. Значит, он сознает свою греховность, и, значит, душа его открыта для спасения, перспективна. И, как это ни странно, хотя он негодяй вообще-то, но ему спасение удобнее и легче получить, чем тому, кто в этом спасении не нуждается.

Так и сегодня: многие люди, не книжные, простые, даже грешные, даже разбойники, приходят – и начинают спасаться. Вот у меня знакомый есть, который был лидером одной преступной группировки в Петербурге, а теперь он послушник в Псково-Печерском монастыре. Потому, что он осознал свою греховность, стал бороться с ней, осознал, что без Бога не может ничего, пошел в монастырь – и понял, что монастырь позволяет его душе покаяться. Но сколько людей мы знаем – артистов, разных деятелей бизнеса, культуры, политиков, – которые считают себя нормальными и благополучными, не то, что «эти бандиты». Но весь смысл и юмор в том, что, не будучи уже такими плохими и негодными, они лишены возможности увидеть свои грехи, а значит, лишены возможности спастись по-настоящему. Спастись можно, когда ты осознаешь свою зависимость от Бога и захочешь это спасение от Бога принять.

Источник

То, что вы хотели знать
Adblock
detector