Тротуароуборочная машина тум 57

Проекты тротуароуборочной техники в СССР

В советские времена инженеры в автомобильной промышленности умели придумывать интересные проекты, но многие их них закрывались на стадии разработки из-за неподготовленности производственных площадок. В свое время людям в СССР был представлен настоящий дворник на колесах. Он мог убирать дороги, справлялся со своими задачами, но широкого распространения так и не получил.

ТУМ-975

Специалист по тротуарам на колесах впервые вышел на работу зимой 1958 года. Однако, он мог функционировать и в теплое время года. Для этого вместо лопаты устанавливали метлу. Транспорт относился к сегменту тротуароуборочной техники. За всю историю СССР было придумано много разных проектов в этой сфере, но особое внимание историки уделяют модели Т-1. Это одна из первых машин, которая умела убирать тротуары для лучшего передвижения граждан. Представлен транспорт в виде небольшого одноосного тягача, к которому можно было крепить необходимый модуль — всё зависело от времени года. Если нужно было убирать снег с тротуаров, речь шла о версии Т-13, если же главной задачей являлась чистка тротуаров в летний период, то модель переоборудовали в Т-1Л. В конструкции применялись передние ведущие и задние управляемые колеса.

Главная особенность Т-1 — все органы управления располагались с правой стороны. Через дверь, которая находилась в левой стороны транспорта, можно было получить доступ к силовой установке. Известно, что в оснащении предусматривался 2-цилиндровый СД-44, его мощность составляла 14 л.с. Выпускали данные силовые агрегаты на Ирбитском мотозаводе. На улицах столицы первая партия снегоуборочных машин Т-1 появилась зимой 1958-1959 года. Всего в Москву пригнали 35 единиц техники. На практике было установлено, что слишком большие габариты техники не дают качественно выполнять маневр на тротуаре. Тогда специалисты задумались о создании машины более компактного размера. И на смену Т-1 пришел Т-2. В основу положили узлы и агрегаты от мотороллера ТГ-200. Изначально разработчики сделали транспорт с открытым кузовом, но потом поняли, что для эксплуатации зимой понадобится закрытая кабина. Небольшой авто мог разворачиваться на пятачке 1.5 метра.

Самая совершенная и массовая тротуароуборочная техника — ТУМ-975. Ее разработкой занимался Завод автомобильных кузовов Минавтопрома СССР. В оснащении было 3-х-осное шасси, передняя ведущая ось. В качестве силового агрегата применяли мотор от Москвича-407. Данная модель продержалась на производстве до 80-х годов. Известно, что в год компания выпускала до 30 единиц техники. В 1965 году был представлен еще один проект — Т-30, это техника в виде тягача, на который устанавливали оборудование и прицепы. В основе лежали узлы и двигатель ЗАЗ-965. В ходе испытаний специалисты выявили слишком много недостатков, касающихся такой конструкции, из-за чего проект пришлось свернуть. Всего было произведено 30 экземпляров.

Итог. Во времена СССР было выпущено много тротуароуборочных машин. Многие модели пользовались спросом не один десяток лет, но были и такие, которые были представлены в виде проектов и прототипов.

Источник

Статьи

Механические подметально-уборочные машины

Машины для уборки улиц появились в Москве в 1936 году. В качестве шасси был использован первый массовый грузовик советской страны с американскими корнями ГАЗ-АА – знаменитая «полуторка». Называлась подметально-уборочная машина ПУ-7. В закрытом кузове понтонного типа, весьма прогрессивного по тем временам с точки зрения дизайна, размещался бак с водой и бункер для мусора. Машина была укомплектована основной цилиндрической щеткой и лотковой щеткой сбоку.

Первая советская подметально-уборочная машина ПУ-7

Читайте также:  Установлю сигнализацию на машину

Интересно, что заложенный в конструкции ПУ-7 принцип уборки благодаря своей простоте остался неизменным до сих пор. В передней части была расположена труба с семью распределительными форсунками, через которую на асфальт распылялась вода. Увлажнение дороги позволяло не поднимать при уборке облака пыли. Боковая лотковая щетка сметала мусор в центр, а задняя щетка с ворсом из стальной проволоки диаметром 0,5-0,6 мм подавала его на скребковый конвейер. Оттуда весь смёт попадал в бункер. Очень похоже на конструкцию современных коммунальных машин!

Значит ли это, что почти за сто лет не изменилось совсем ничего? Не совсем так. Отличием ранних машин было применение механических приводов, состоящих из карданных валов, редукторов и цепей. Тогда как сегодня щетки и другие элементы уборочных машин, как правило, приводят в движение с помощью гидравлического привода.

Появление на улицах столицы ПУ-7, наверняка, вызывало ажиотаж не только мальчишек, но и взрослых. Даже сегодня машина выглядит как декорация из фантастического фильма. Из-за футуристичного облика ее метко прозвали «космическим пылесосом».

ПУ-7 убирают московские улицы в конце 1930-х годов. Пробки? Нет, не слышали!

Дальнейшее развитие отечественной коммунальной техники надолго прервала война. Новая страница была открыта только в 1950 году. Тогда Экспериментально-механический завод Управления благоустройства Мосгорисполкома начал выпускать компактную подметальную лотковую машину ПЛ-3. При ее создании использовали агрегаты трактора «Универсал» – советской версии американского International Harvester 1932 года. От него взяли двигатель, рулевое управление и переднее колесо. Щетка ПЛ-3 забрасывала мусор непосредственно в бункер, располагавшийся между задними колесами. Привод щеток и насоса увлажнительной системы осуществлялся механически.

Подметальная лотковая машина ПЛ-3 на улице Горького (ныне – Тверская) в Москве, 1959 год

А вот следующие поколение крупных подметально-уборочных машин появилось в СССР только в 1956 году. За десять лет до этого начался серийный выпуск преемника «полуторки» – грузовика ГАЗ-51. С доработками он производится практически 30 лет – до 1975 года. Благодаря долгой конвейерной жизни ГАЗ-51 стал базой для целого семейства коммунальных машин. На уже упомянутом Экспериментально-механическом заводе, а также на заводе «Коммунальник» Минкомхоза РСФСР в 1956 году начали производить машину ПУ-8, а позже ПУ-20.

Подметально-уборочная машина ПУ-20

В отличие от ПУ-7, новая машина была оборудована двумя лотковыми щетками, что позволяло убирать мусор непосредственно у бордюров с любой стороны дороги. Крепление щеток на автомобиле стало быстросъемным. На часть машин устанавливали второй руль и дублирующие педали, чтобы водителю было проще следить за процессом уборки.

ПУ-20 на улицах Ленинграда

Мусор из бункера ПУ-20 удалялся путем открытия люков, расположенных по бокам корпуса машины.

Удаление смёта из бункера ПУ-20

В конструкции ПУ-20 уже применялся гидравлический привод – с помощью гидроцилиндра осуществлялся подъем задней щётки и нижней части транспортера.

Схема подметально-уборочной машины ПУ-20 на базе ГАЗ-51: 1 – масляный бак; 2 – бункер; 3 – транспортёр; 4 – водяной бак; 5 – гидроцилиндр подъёма задней щётки и нижней части транспортёра; 6 – задняя щётка; 7 – шнек; 8 – водяной насос; 9 – лотковая щётка; 10 – КОМ; 11 – масляный насос; 12 – трубопровод с распылителями воды

В 1960-х годах ПУ-20 сменила модель ПУ-53 на базе нового грузовика ГАЗ-53. Разработка новой машины была произведена ОКБ Управления благоустройства Мосгорисполкома. Серийное производство организовали на Опытно-экспериментальном заводе Управления, а позже производство передали на Киевский экспериментальный завод «Дормаш».

Схема подметально-уборочной машины ПУ-20 на базе ГАЗ-51: 1 – масляный бак; 2 – бункер; 3 – транспортёр; 4 – водяной бак; 5 – гидроцилиндр подъёма задней щётки и нижней части транспортёра; 6 – задняя щётка; 7 – шнек; 8 – водяной насос; 9 – лотковая щётка; 10 – КОМ; 11 – масляный насос; 12 – трубопровод с распылителями воды

Читайте также:  Титаник отрывок в машине

Запас воды на борту составлял 1000 литров. Второй руль у машин убрали, и они начали ездить против движения потока. Привод щеток, а также водяного и масляного насосов осуществлялся через коробку передач, коробку отбора мощности и специальные редукторы. Машина по уже знакомой схеме сгребала боковыми щетками мусор к центру, где щетка-подборщик направляла его в скребковое приспособление с вращающимися шнеками. Оттуда мусор попадал в транспортер, перемещавший его в приемный бункер или съемные контейнеры-мусоросборники.

При заполнении бункера или контейнеров срабатывало сигнальное устройство. Сбрасывали смёт путем открывания боковых дверок. А у некоторых машин разгрузка осуществлялась опрокидыванием бункера на угол до 60°.

Удаление смёта на ПУ-53

Грузовик ГАЗ-53 пережил Советский Союз, продержавшись на конвейере с 1961 по 1993 год. Вместе с ним до заката советской эпохи выпускалась и ПУ-53. В конце 1980-х годов производилась модернизированная версия машины ПУ-60 на базе последнего «рестайлинга» грузовика ГАЗ-53-12.

ПУ-60 на Большом Каменном мосту в Москве, 1992 год

В начале 1990-х годов на отечественных машинах громоздкая и сложная система механического привода рабочего оборудования уступила место гидроприводу. Подача воды на подметаемую полосу у большинства моделей стала принудительной, посредством электрического насоса. Начали производиться подметально-уборочные машины ПУ-91 и ПУ-93 на шасси ГАЗ-3307 и ПУ-94 на шасси ЗИЛ-433362, на базе ГАЗ-3307, ПУМ-33 на шасси КамАЗ-43253 и другие модели.

Подметально-уборочная машина ПУМ-1 на шасси ГАЗ-3307, г. Рязань

Вакуумно-подметательные машины

Все модели, о которых мы рассказали выше, были механическими подметально-уборочными машинами. Но еще в 1960-х годах начало развиваться другое направление – производство вакуумно-подметательных машин. Благодаря вакуумному подсосу в закрытой зоне работы щеток они обеспечивали беспылевую уборку поверхности без ее смачивания водой. В 1966 году на Киевском экспериментальном заводе «Дормаш» начали производить первые отечественные вакуумные подметально-уборочные машины ВПМ-53 на базе того же ГАЗ-53.

Вакуумная подметально-уборочная машина ВПМ-53

Перед лотковой щеткой машины располагалось заборное сопло пневматической системы транспортирования смёта. Сопло с помощью всасывающего рукава соединялось с бункером-циклоном, внутри которого был отбойный лист и металлическая сетка. Последние выделяли смёт из воздушного потока. Вакуум создавался вентилятором высокого давления.

Схема вакуумной подметально-уборочной машины ВПМ-53 на шасси ГАЗ-53: 1 – форсунка для увлажнения; 2 – цилиндрическая щётка; 3 – всасывающий рукав; 4 – заборное сопло; 5 – цилиндрическая лотковая щётка; 6 – кузов

Компактные и тротуароуборочные машины

В 1966 году появились компактные подметально-уборочные машины на базе советского «джипа» ГАЗ-69. Производили их на Третьем авторемонтном заводе Управления авторемзаводов города Москвы. Автомобиль был оборудован двумя лотковыми щетками, расположенными в базе, и цилиндрической щеткой сзади машины. Собранный мусор подавался в бункер, установленный за кабиной водителя и отгороженный от нее герметичной перегородкой. Выпуск Т-3ПУ, в том числе и на новом шасси УАЗ-469, продолжался до 1972 года.

Подметально-уборочная машина Т-3ПУ на шасси ГАЗ-69

В конце 1950-х годов в Ленинграде на Литейно-механическом заводе Ленжилуправления началось производство первых тротуароуборочных машин ТУМ- 57. Они могли счищать снег, подметать тротуары и даже осуществлять полив газонов. Машина была трехколесной и оснащалась мотоциклетным двигателем, управление осуществлялось рычагами, расположенными с двух сторон от рамы. Существенным недостатком было отсутствие крытой кабины, таким образом, не защищенный оператор машины был «открыт всем ветрам».

Тротуароуборочная машина ТУМ-57

В 1963 году начался серийный выпуск тротуароуборочных машин ТУМ-975. Забавная и довольно приятная с точки зрения дизайна техника была разработана на Заводе автомобильных кузовов Минавтопрома СССР (сейчас это Московский завод специализированных автомобилей).

Читайте также:  Стиральные машины ассоль официальный

Машина имела оригинальное шасси с передней ведущей осью и задним сдвоенным управляемым колесом. Силовым агрегатом являлся двигатель автомобиля «Москвич», сначала 407-й, а затем 408-й модели. На шасси устанавливалась комфортабельная отапливаемая кабина. Подъем и опускание рабочих органов осуществлялись гидравлически.

Зимой ТУМ-975 сгребала снег, подметала тротуары, платформы, перроны, привокзальные площади, посыпала их песком, а летом производила влажную уборку. После выпуска партии 150 шт. производство машин было передано на завод «Красный путь» и продолжалось до начала 1980-х годов.

Тротуароуборочная машина ТУМ-975

В 1965 году в конструкторском бюро Управления благоустройства города Москвы была создана универсальная машина Т-30 для круглогодичного содержания тротуаров. Машина состояла из компактного короткобазного тягача, прицепов и навесного оборудования. Четырехколесный тягач с задними ведущими и передними управляемыми колёсами был создан на базе агрегатов автомобиля «Запорожец» ЗАЗ-965. Т-30 имела одноместную кабину с хорошим обзором, сзади которой размещался двигатель.

Универсальная машина Т-30

К тягачу прилагался комплект навесных и прицепных механизмов – оборудование для очистки от снега в лице навесного поворотного плуга и прицепной поворотной щетки, навесной шнекороторный механизм, оборудование для летнего подметания, включающее в себя навесную лотковую щетку с системой увлажнения и прицепной подметально-уборочный механизм, а также поливомоечное оборудование, в комплект которого входили навесная насосная установка с соплами и прицепная цистерна. К сожалению, интересная машина была изготовлена на Четвертом авторемонтном заводе Управления авторемзаводов города Москвы партией лишь 30 шт.

Т-30 со снеговым отвалом

Современная коммунальная техника

Несмотря на довольно удачные разработки, самостоятельная тротуароуборочная техника в СССР не получила дальнейшего развития. В 1970-е годы предпочтение было отдано технике на базе серийных колесных сельскохозяйственных тракторов. На тракторы ЛТЗ, МТЗ и ВТЗ сзади навешивалась цилиндрическая щетка или прицеплялось подметально-уборочное оборудование, выполненное на специальном прицепе. В таком виде тротуароуборочные машины используются и в настоящее время.

Современный трактор с коммунальным оборудованием

На дорогах же подметально-уборочные машины постепенно были вытеснены комбинированными дорожными машинами (КДМ), предназначенными для всесезонного содержания городских магистралей. В летний период такие машины используются с поливомоечным оборудованием для поливки дорожных покрытий, мойки прилотковой полосы и поливки газонов. А зимой КДМ чистят снег и посыпают дороги песком и антигололедными реагентами.

Современная комбинированная дорожная машина

Также в настоящее время для уборки дорог и других территорий с твердым покрытием активно используется специальная техника, которой не было в СССР. В первую очередь, это мини-погрузчики с бортовым поворотом, компактные сочлененные погрузчики и даже большие фронтальные погрузчики и погрузчики-экскаваторы.

Компания Метатэкс производит широкую линейку коммунального навесного оборудования для самой разной спецтехники. Среди навески для мини-погрузчиков и мини-тракторов – щетки с поворотом для уборки улиц и тротуаров, удобные для очистки небольших площадей щетки с бункером, снегороторный снегометатель, пескоразбрасыватель, мойка высокого давления и различные снеговые отвалы.

Мини-трактор, оборудованный щеткой с бункером

Для фронтальных погрузчиков производятся поворотные щетки шириной до 3,2 метров и снеговые отвалы.

Фронтальный погрузчик, оборудованный поворотной щеткой

В линейке для экскаваторов-погрузчиков – поворотные щетки, снегороторные снегометатели и V-образные отвалы.

Экскаватор-погрузчик с V-образным снежным отвалом

Кроме того, Метатэкс производит достаточно редкий тип оборудования – коммунальные щетки и снежные отвалы для телескопических и вилочных погрузчиков.

Телескопический погрузчик со снежным отвалом

Компания Метатэкс производит более 100 видов и модификаций навесного оборудования для спецтехники, начиная от ковшей общего назначения для землеройных работ и заканчивая коммунальным оборудованием.

Источник

То, что вы хотели знать
Adblock
detector