- Виды автомобильных пластиков
- Термопластики
- Термореактивные пластики (реактопласты)
- Смеси пластиков (сплавы)
- Как определить тип пластика?
- Типы автомобильных пластиков
- Почему в простых машинах пластик жесткий
- Три кита на букву «п»
- «Дорогой» и «дешевый» — как работает?
- Почему в простых машинах пластик жесткий?
- Три кита на букву «п»
- «Дорогой» и «дешевый» — как работает?
- 13 высокопроизводительных пластиков, используемых в автомобильной промышленности
- 1) Полипропилен (PP)
- 2) Полиуретан (PUR)
- 3) Поливинилхлорид (ПВХ)
- 4) ABS
- 5) Полиамид (PA, Нейлон 6/6, Нейлон 6)
- 6) Полистирол (PC)
- 7) Полиэтилен (PE)
- 9) Поликарбонат (PC)
- 10) Акрил (PMMA)
- 11) PBT (полибутилентерефталат)
- 12) Полиэтилентерафталат (PET)
- 13) ASA (акрилонитрил-стирол-акрилат)
- «мягкий» и «жесткий» пластик салона в обзорах авто
Виды автомобильных пластиков
В состав современных автомобилей входит около 120 килограмм деталей, сделанных из различных видов пластика.
Термин пластики (пластмассы) описывает группу химических соединений называемых полимерами. Пластик получается нагреванием углеводородов. Используется катализатор, чтобы разбить большие молекулы на маленькие. Этот процесс называется крэкинг. Маленькие молекулы, такие как этилен, пропилен, бутан и другие называются мономерами. Большинство пластиков сделано из углеводородов, взятых из природных ископаемых (газа, нефти и других). Осуществляется химическое соединение мономеров и создание полимеров. Размер и структура молекул полимеров определяют свойства пластиков.
Существует два базовых типа пластика, которые применяются в автомобилестроении – термопластики и термореактивные пластики. Термопластики плавятся от воздействия высокой температуры, а при остывании снова затвердевают.
Термореактивные пластики никогда не плавятся и не размягчаются от температуры (не меняют форму).
Термопластики
Термопластики – это название пластиков, состоящих из разделённых разветвлённых макромолекул, которые, однако, не связаны друг с другом.
Из-за своих многочисленных положительных свойств, термопластики являются наиболее часто используемыми пластиками в автомобильной индустрии.
Термопластики могут быть расплавлены и использованы снова много раз. Это важный аспект экологичности. Термопластики являются идеальным материалом для переработки. Новые детали могут быть сделаны из старых.
Термореактивные пластики (реактопласты)
При изготовлении изделий из термореактивных пластиков происходит необратимая реакция.
Эти пластики нельзя сваривать, растворять или растягивать, как эластомеры.
Термореактивные материалы очень прочные и стойкие к высокой температуре. Они, к примеру, используются в подкапотном пространстве, рядом с двигателем.
Смеси пластиков (сплавы)
Смеси (например, такие как PP + EPDM ) чаще всего используются в дополнение к чистым формам. Смешиваются два разных типа пластика. При смешивании двух типов пластика, их свойства объединяются, и получается новый тип пластика. Этот процесс похож на смешивание металлов и получение сплавов с новыми свойствами. Кроме того, многие пластиковые детали при изготовлении усиливаются стекловолокном.
Как определить тип пластика?
Определение типа пластика необходимо для выбора способа ремонта и видов материалов, необходимых для этого.
В то время как несколько видов пластика может использоваться в машине, три основных типа составляют 65% всего пластика, используемого в автомобиле: PP — полипропилен (32%), PU / PUR полиуретан (17%) и PVC — поливинилхлорид (16%).
Итак, рассмотрим наиболее часто используемые в автомобилях типы пластиков.
Типы автомобильных пластиков
ABS (Acrylonitrile Butadiene Styrene) — термопластик
Твёрдый, прочный и негибкий пластик. Он имеет высокую прочность благодаря компоненту бутадиену, а твёрдость и негибкость благодаря акрилонитрилу.
Этот пластик обязательно должен быть покрыт защитным покрытием, так как на него разрушительно действуют ультрафиолетовые лучи.
Применение: Корпуса зеркал заднего вида, колпаки колёс, автомобильные панели приборов, радиаторные решётки, молдинги, обрамления фар.
Совет по ремонту: Оптимальным методом ремонта является склеивание специальным клеем (к примеру, PlastiFix). Если применяется сваривание, то его можно дополнять эпоксидной смолой со стекловолокном (с обратной стороны) для повышения прочности.
ABS / MAT — реактопласт
EPDM (Ethylen-propylene-diene-monomer) — реактопласт
Часто используется в сплаве с полипропиленом ( PP ) для изготовления бамперов.
Применение: Ударопрочные вставки бампера, бампера ( PP + EPDM ).
PA (Polyamide (Nylon)) — термопластик
Умеренно жёсткий или жёсткий пластик. Хорошо шлифуется. Известен как нейлон.
Является стойким к органическим растворителям. Имеет высокую сопротивляемость к истиранию.
Применение: Пластмассовые внешние детали отделки кузова, декоративные колпаки колёс, лючки бензобака, радиаторные бачки, корпуса фар, корпус боковых зеркал, пластиковые части двигателя.
Совет по ремонту: Нагревайте пластик феном перед началом сваривания. Присадочный пруток должен смешиваться с ремонтируемым пластиком.
PC (Polycarbonate) — термопластик
У этого пластика высокая ударопрочность, даже при очень низких температурах.
Применение: Бампера, радиаторные решётки, приборная панель, корпуса фар.
Совет по ремонту: Перед сваривание пластик лучше нагреть феном.
PPO (Polyphenylene oxide) — реактопласт
Имеет хорошую стойкость к высокой температуре и высокую ударопрочность. Редко используется в чистой форме из-за сложности технологического процесса.
Применение: Хромированные пластиковые детали, решётки радиатора, обрамление фар.
PE (Polyethylene) — термопластик
Умеренно эластичный, обычно полупрозрачный пластик.
Полиэтилен имеет высокую ударопрочность и хорошо выдерживает воздействие кислот, спиртов и нефтепродуктов.
Может быть двух типов – полиэтилен низкой плотности ( PE-LD ) и полиэтилен высокой плотности ( PE-HD ).
Применение: Подкрылки, облицовка салона, расширительные бачки, бачки для «омывайки», подкрылки, бензобаки (делаются из полиэтилена высокой плотности PE- HD ).
Совет по ремонту: Нужно помнить, что на это этот вид пластика имеет плохую адгезию к ремонтным материалам и краске.
PP (Polypropylene) — термопластик
Умеренно гибкий пластик, устойчивый к воздействию химически активных жидкостей. Инертен к ультрафиолетовым лучам. Полипропилен имеет относительно слабую ударопрочность.
Применение: бампера (обычно смесь с EPDM ), изоляция проводки, корпуса аккумуляторов, подкрылки, уплотнители салона, облицовка салона, панель приборов.
Совет по ремонту: Перед нанесением грунтов или лакокрасочных материалов требуется предварительно применять специальный грунт для пластика для увеличения адгезии.
PU / PUR (Polyurethane) — реактопласт, TPU (thermoplastic polyurethane) — термопластик
Полиуретан очень износостойкий, гибкий и прочный пластик. Он может быть изготовлен твёрдым, как шар для бойлинга, а также таким мягким, как стирательный ластик.
Этот пластик представляет собой структурную пену, твёрдость и эластичность которой может варьироваться. Эластичный полиуретан может восстанавливать первоначальную форму даже после длительного физического воздействия.
Применение: Бампера, подкрылки, пластиковые накладки кузова, элементы отделки салона, панели приборов, сидения (вспененный полиуретан).
Совет по ремонту: При сваривании ( TPU ) не нужно нагревать и пытаться расплавить ремонтируемый пластик. Расплавленный присадочный пруток нужно помещать в заранее подготовленную V‑образную канавку.
PVC (Polyvinyl chloride) — термопластик
Твёрдый, хорошо шлифуется. Это гибкий пластик, имеет хорошую сопротивляемость к растворителям. Виниловая составляющая даёт хорошую прочность на разрыв, некоторые поливинилхлоридовые пластики эластичные.
Применение: Боковые молдинги дверей, элементы облицовки салона.
Для полноты обзора пластиков, приведу сводную таблицу, имеющую также обозначения других видов пластика.
Источник
Почему в простых машинах пластик жесткий
В современных авто используют 13 видов пластика, и все они могут встретиться в одном автомобиле. Значительную долю — примерно 66% — благодаря исключительным свойствам занимают три типа высокоэффективных пластмасс.
Три кита на букву «п»
Первый — полипропилен — отличается прочностью, устойчивостью к химическим растворителям, основаниям и кислотам. На сегодняшний день он наиболее распространен в автомобилях: бамперы, ковровые волокна, изоляция кабелей — всё из полипропилена.
Второй — полиуретан — отличает прочность, гибкость, стойкость к истиранию, воздействию температурой, растворителей, масел, погодных условий и радиации. Такой широкий спектр незаурядных свойств одного материала позволяет широко применять его — от шин до сидений.
Третий — ПВХ (поливинилхлорид) — выделяется термо- и огнестойкостью, эластичностью в зависимости от типа пластификаторов. Его, прежде всего, используют в производстве приборных панелей, деталей дверей, оболочки кабелей.
«Дорогой» и «дешевый» — как работает?
Однако качество этих полимеров у дорогого и бюджетного авто может существенно отличаться.
Чистые пластики не используются — они слишком хрупкие. Их модифицируют разного рода добавками, секретными ингредиентами — пластификаторами. Различные их виды позволяют понижать температуру, при которой материал становится хрупким (до минус 50 ºC и даже ниже), а также увеличивать температуру пластичности.
Разнообразные способы модификации пластика для увеличения его прочности ведут к тому, что пластмасса сильно дорожает.Если в пресс-форме литьевой машины использовали пластик без добавок для прочности и удержания формы, то через некоторое время из-за температурного перепада (например, под воздействием солнца) деталь будет стремиться изменить свою форму. Это приведет к появлению щелей и скрипу пластика в салоне.
Поэтому для деталей более дорогих моделей применяют поверхностное нанесение дополнительного слоя из того же материала, но имеющего более высокую пластичность (и здесь мы вспоминаем про пластификаторы!) — благодаря им скрипы в авто вряд ли появятся.
Другой пример: конструктор бампера в целях экономии выбирает ПВХ вместо более пластичного и прочного полипропилена. Это значит, что на морозе при ударе такой бампер может рассыпаться — вместо того чтобы отпружинить или деформироваться, как ведет себя бампер из более дорогого материала.
Так что какая модификация пластика «впишется» в бюджет, решает автопроизводитель.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Почему в простых машинах пластик жесткий?
В современных авто используют 13 видов пластика, и все они могут встретиться в одном автомобиле. Значительную долю — примерно 66% — благодаря исключительным свойствам занимают три типа высокоэффективных пластмасс.
Три кита на букву «п»
Первый — полипропилен — отличается прочностью, устойчивостью к химическим растворителям, основаниям и кислотам. На сегодняшний день он наиболее распространен в автомобилях: бамперы, ковровые волокна, изоляция кабелей — всё из полипропилена.
Второй — полиуретан — отличает прочность, гибкость, стойкость к истиранию, воздействию температурой, растворителей, масел, погодных условий и радиации. Такой широкий спектр незаурядных свойств одного материала позволяет широко применять его — от шин до сидений.
Третий — ПВХ (поливинилхлорид) — выделяется термо- и огнестойкостью, эластичностью в зависимости от типа пластификаторов. Его, прежде всего, используют в производстве приборных панелей, деталей дверей, оболочки кабелей.
«Дорогой» и «дешевый» — как работает?
Однако качество этих полимеров у дорогого и бюджетного авто может существенно отличаться.
Чистые пластики не используются — они слишком хрупкие. Их модифицируют разного рода добавками, секретными ингредиентами — пластификаторами. Различные их виды позволяют понижать температуру, при которой материал становится хрупким (до минус 50 ºC и даже ниже), а также увеличивать температуру пластичности.
Разнообразные способы модификации пластика для увеличения его прочности ведут к тому, что пластмасса сильно дорожает.Если в пресс-форме литьевой машины использовали пластик без добавок для прочности и удержания формы, то через некоторое время из-за температурного перепада (например, под воздействием солнца) деталь будет стремиться изменить свою форму. Это приведет к появлению щелей и скрипу пластика в салоне.
Поэтому для деталей более дорогих моделей применяют поверхностное нанесение дополнительного слоя из того же материала, но имеющего более высокую пластичность (и здесь мы вспоминаем про пластификаторы!) — благодаря им скрипы в авто вряд ли появятся.
Другой пример: конструктор бампера в целях экономии выбирает ПВХ вместо более пластичного и прочного полипропилена. Это значит, что на морозе при ударе такой бампер может рассыпаться — вместо того чтобы отпружинить или деформироваться, как ведет себя бампер из более дорогого материала.
Так что какая модификация пластика «впишется» в бюджет, решает автопроизводитель.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
Источник
13 высокопроизводительных пластиков, используемых в автомобильной промышленности
Высокопроизводительные пластики играют важную роль в автомобильной промышленности в наши дни. Легкий вес пластмасс делает автомобили более экономичными.
Подсчитано, что каждые 10% снижения веса транспортного средства приводят к снижению расхода топлива на 5-7%. Текущие экономические и экологические проблемы делают создание более экономичных автомобилей главным приоритетом в автомобильной промышленности. Использование современных материалов, таких как алюминий и углеродное волокно, полезно, но разумное применение пластмасс имеет все большее значение.
Некоторые другие преимущества высокоэффективных пластиков, используемых в транспортных средствах, включают в себя:
— минимальную коррозию, позволяющую продлить срок службы автомобиля
— существенная свобода дизайна, позволяющая продвигать творчество и инновации
— гибкость в интеграции компонентов
— безопасность, комфорт и экономия
Вот лучшие 13 высокопроизводительных пластмасс, используемых в автомобильной технике. В то время как все 13 могут легко использоваться в одном автомобиле, только три типа пластмасс составляют
1) Полипропилен (PP)
Применение: автомобильные бамперы, химические баки, изоляция кабелей, газовые баллончики, ковровые волокна.
2) Полиуретан (PUR)
Применение: гибкие пенопластовые сидения, пенопластовые изоляционные панели, эластомерные колеса и шины, автомобильные подвесные втулки, подушки, электрические герметики, твердые пластиковые детали.
3) Поливинилхлорид (ПВХ)
ПВХ обладает хорошей эластичностью, огнестойкостью, хорошей термостойкостью, высоким глянцем и низким содержанием свинца. Поливинилхлоридные формовочные смеси можно подвергать экструзии, литью под давлением, прессованию под давлением, каландрированию и формованию раздувом для образования огромного разнообразия продуктов, либо жестких, либо гибких, в зависимости от количества и типа используемых пластификаторов.
Применение: автомобильные приборные панели, оболочка электрических кабелей, труб, дверей.
4) ABS
Применение: автомобильные кузовные детали, приборные панели, колпаки колес.
5) Полиамид (PA, Нейлон 6/6, Нейлон 6)
Применение: шестерни, втулки, кулачки, подшипники, атмосферостойкие покрытия.
6) Полистирол (PC)
Естественно чистый, полистирол обладает отличной химической и электрической стойкостью. Широко доступны специальные глянцевые и ударопрочные марки. Этот простой в изготовлении пластик обладает плохой стойкостью к ультрафиолетовому излучению.
Применение: корпуса оборудования, пуговицы, автомобильная фурнитура, витрины.
7) Полиэтилен (PE)
Полиэтилен обладает высокой ударопрочностью, низкой плотностью и обладает хорошей ударной вязкостью. Он может использоваться в самых разнообразных способах обработки термопластов и особенно полезен, когда требуются влагостойкость и низкая стоимость.
Применение: автомобильные кузова (армированные стеклом), электроизоляция.
POM обладает превосходной крепкостью, жесткостью и пределом текучести. Эти свойства стабильны при низких температурах. ПОМ также обладает высокой химической и топливостойкостью.
Применение: внутренняя и внешняя отделка, топливные системы, малая шестерня.
9) Поликарбонат (PC)
Аморфный поликарбонатный полимер предлагает уникальное сочетание жесткости, твердости и ударной вязкости. Обладает отличными атмосферными, ползучими, ударными, оптическими, электрическими и термическими свойствами. Из-за своей исключительной ударной вязкости он является материалом для автомобильных бамперов, шлемов всех видов и заменителей пуленепробиваемого стекла.
Применение: бамперы, линзы фар.
10) Акрил (PMMA)
Прозрачный термопласт, PMMA часто используется в качестве легкой или устойчивой к разрушению альтернативы стеклу. Это дешевле, чем PC, но также более подвержен царапинам и разрушениям.
Применение: окна, дисплеи, экраны.
11) PBT (полибутилентерефталат)
Термопластичный PBT используется в качестве изолятора в электротехнической и электронной промышленности. Это очень химически и термостойкий материал. Также есть огнестойкие марки.
Применение: дверные ручки, бамперы, компоненты карбюратора.
12) Полиэтилентерафталат (PET)
ПЭТ в основном используется для создания синтетических волокон и пластиковых бутылок. Вы можете узнать об этом, прочитав ярлыки одежды, там он называется «полиэстер».
Применение: корпус рычага стеклоочистителя и корпуса редуктора, фиксатор фары, крышка двигателя, корпуса разъемов.
13) ASA (акрилонитрил-стирол-акрилат)
Как и ABS, ASA обладает высокой прочностью и жесткостью, хорошей химической стойкостью и термостойкостью, отличной устойчивостью к погодным условиям, старению и пожелтению, а также высоким глянцем. Будьте осторожны, чтобы не сжечь этот материал. При горении выделяется токсичный дым.
Применение: корпуса, профили, детали интерьера и наружного применения.
Источник
«мягкий» и «жесткий» пластик салона в обзорах авто
Какая разница? Может я что-то упускаю? В чем фишка «мягкого» пластика?
QUOTE (malefik @ Aug 7 2007, 14:55) |
при нажатии мягкий пластик продавливается внутрь. как очень жесткая резина |
тактильные ощущения разные
жесткий воспринимается как пластмасса, мягкий ближе к резине/коже
QUOTE (EXH @ Aug 7 2007, 15:58) |
и что дальше? как это на потребительские качества влияет? |
QUOTE (Москит @ Aug 7 2007, 15:00) |
тактильные ощущения разные |
жесткий воспринимается как пластмасса, мягкий ближе к резине/коже
жесткий пластик ни что иное как АБС пластмасса, которая дает отличные поражающие осколки при аварии
QUOTE (EXH @ Aug 7 2007, 16:05) |
Очень понятно. Я панель приборов трогаю, только когда самостоятельно от пыли протираю, пару раз в год наверно. Так это для автомойщиков характеристика? |
QUOTE (EXH @ Aug 7 2007, 15:52) |
Какая разница? Может я что-то упускаю? В чем фишка «мягкого» пластика? |
QUOTE (Че Геваров @ Aug 7 2007, 16:27) |
жесткий пластик ни что иное как АБС пластмасса |
QUOTE (Denizes @ Aug 7 2007, 17:32) |
А моя зубильная панель собрана из жесткого пластика. На «идеальных» российских дорогах, я наслаждаюсь непередоваемыми скрипами, а «безупречное» качество сборки добавляет великолепные в своем исполнении стуки и бряки. |
Хорошо там, где нас нет. А где мы есть-там вообще о+уенно!))
Любить водку, халяву, революции и быть мудаком – этого еще не достаточно, чтобы называться русским.
QUOTE (noname1 @ Aug 7 2007, 20:02) |
Натуральные надо материалы-дерево, кожа и т.п. |
QUOTE (noname1 @ Aug 7 2007, 19:02) |
г%вно этот пластик, со временем начинает всякое х выделять. Натуральные надо материалы-дерево, кожа и т.п. |
гы. представляю себе кожу и нат дерево в ТАЗЕ.
QUOTE (2bad4u @ Aug 8 2007, 09:55) |
гы. представляю себе кожу и нат дерево в ТАЗЕ. |
Я не могу представить. Только если табуретку вместо кресла.
Источник