Урок в 4 классе брюсов опять сон детская

Урок литературного чтения для 4 класса В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Бахича Амалия Энверовна

учитель начальных классов,

МБОУ «Ковыльненская школа им. А. Смолко, с. Ковыльное

Дата проведения: 15.02.2017г

Урок литературного чтения по теме: «В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»». УМК «Школа «России»

Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; создать условия для развития умения читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; определять средства художественной выразительности
(олицетворения, эпитеты, сравнения); расширять кругозор учащихся; развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь

познакомятся с произведениями
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»;

научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»).

Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается

Образовательные ресурсы и оборудование

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.

– Быстро, четко повторите и отгадайте чистоговорки

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Организует обсуждение темы урока, беседу по вопросам. Помогает определить задачи чтения и составить план чтения.

– Сегодня мы открываем новый раздел.

– Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям.

– Чем стихи отличаются от прозы?

– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради. Прочитайте тему урока.

– Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией
В. Я. Брюсова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Мы будем читать о детях. Здесь мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь».

– В стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией

Рассказывает о творчестве В. Я. Брюсова, свой рассказ сопровождает показом его портрета.

– Валерий Брюсов, внук костромского крепостного крестьянина, сын московского купца, родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. В 3 года он научился читать и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майн Рида.

С 1885 по 1893 год он учится сначала в частной гимназии Ф. И. Креймана, а затем в известной классической гимназии Л. И. Поливанова. В гимназические годы он принимал участие в издании рукописного журнала, где помещал свои приключенческие повествования, живо интересовался математикой. С 1893 по 1899 гг. он студент историко-филологического факультета Московского университета.

В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк.

Он пробует себя и в прозе. Мальчиком он сочинял приключенческие повести, подражая Ж. Верну и Майн Риду, а в 1907 году выходит его первый сборник рассказов «Земная ось». Через 6 лет выходит новый сборник рассказов – «Ночи и дни». Наиболее близок ему был жанр исторического романа. п еру Брюсова принадлежат два таких романа, как «Огненный ангел» (1908 г.) и «Алтарь Победы»
(1912 г.), которые поражают научной тщательностью воспроизведения исторической обстановки.

– Что особенно запомнилось?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет повэта. Задают вопросы о его творчестве.

Источник

Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская», 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Дата: 26.02.18 Учитель: Липатова

Школа: МОУ СОШ № 45 г. Карталы Студентка: Клявлина Т.В., 46 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение, 4 класс)

Тема: «Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова.

— развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз;

— учиться анализировать поэтическое произведение.

— развивать эстетического воображения через слово, картины;

— воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова;

Читайте также:  Я сон на крыльях тишины стих

— развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности.

Оборудование: учебник «Школа России» 4 класс, 2 часть, интерактивная доска.

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: рассказ учителя

Подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь.

Хочу начать наш урок вот с таких строк Виктора Мари Гюго:

В творении поэта,
Как в эхе горестном, нашли себе исход
Все чаянья земли, всё то, о чём планета
Кричит, поёт, твердит, пока во мраке ждёт.

Воспринимать информацию на слух.

Л. – умение выделить нравственный аспект поведения.

II. Актуализация знаний и мотивация

— На прошлом занятии мы закончали изучение раздела. Как он называется? («Страна детства») Вспомните, с какими произведениями мы познакомиоись? («Как я ловил человечков», «Корзина с еловыми шишками», «Белый лес»)

— Что такое проза? (нестихотворное произведение, рассказ)

— А, что является в литературе противопоставлением прозы? (поэзия)

— А чем отличается поэзия от прозы?( в стихах есть ритм, рифма; отличаются краткостью, точностью)

А какие мысли и чувства передал поэт в стихотворении под названием «Детская»?(игривое настроение,теплое воспоминание о детстве) Как его надо читать?(обращать на воскрицательные знаки, темп должен быть быстрый, шустрый и к концу предложение интонация поднимается вверх) Кто хочет попытаться донести чувства поэта всему классу? (чтение двух учащихся)

Удалось ли передать чувства поэта? С какой интонацией прочитано стихотворение? Тихо или громко?(+ комментарии учителя)

Отвечать на вопросы учителя.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

III. Постановка учебной задачи

— Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить? (о поэзии)

Какой раздел начнем? («Поэтическая тетрадь) Верно ребята.

— Чтобы понять какие стихотворения мы будем читать, отгадайте загадки.

Очень нужен он нам всем,

Без него нельзя совсем.

К каждому он в дом войдет,

И уложит на кровать,

Глазки станет закрывать.

С ним бороться бесполезно,

И совсем не интересно,

Он сильнее всех на свете!

Кто же это? Кто ответит? (сон)

Мир сказочной загадки,
Короткий миг наивных без забот.
В чудесном мире этом нет жестокости, нет бед.
Там правит непосредственность желаний. ( детство)

— Кто догадался о чем будут стихотворения, с которыми мы познакомимся? (о детстве, о сне)

— Сегодня мы познакомимся с произведениями Валерия Яковлевича Брюсова «Опять сон», «Детская». (слайд)

Отвечать на вопросы учителя.

Предполагать тему урока.

Ставить цели урока.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

IV. Открытие нового знания

— Что вас удивило в биографии Брюсова? Что вызвало интерес?

— Посмотрите, пожалуйста, на изображение, что вы видите? (лес, дебри) Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? (таинственности, сказачности, страх) А теперь подумайте, как может называться стихотворение об этот лесе? Вы правильно думаете! Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова называется «Опять сон»

Источник

Конспект урока по литературному чтению «В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская»» (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению

Тема: В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; создать условия для развития умения читать стихотворения; определять средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения); расширять кругозор учащихся; развивать грамотную, выразительную речь; воспитывать интерес к чтению.

Тип урока: изучение нового материала.

Познакомятся с произведениями В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»;

научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает.

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.).

Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

— Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?

— Каких авторов будем изучать в этом разделе?

— О ком мы будем читать произведения в этом разделе? (О детях.)

— Прочитайте имя автора, который открывает нам новый раздел?

— Прочитайте названия стихотворений, которые мы будем изучать. Предположите, о чем или о ком эти стихотворения.

— Какие цели поставите перед собой на уроке?

IV . Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством В.Я.Брюсова.

(Учащиеся рассказывают, что подготовили из биографии автора. Дополняю информацию в случаи необходимости.)

VI . Продолжение работы по теме урока

1. Работа над стихотворением «Опять сон».

(Чтение стихотворения мною.)

— Почему стихотворение называется «Опять сон»?

Объясните значение слов:

Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Утес – высокая скала.

Виденья – что-то, возникшее в воображении.

Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком
(неполная темнота).

Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.

Подбирают синонимы и антонимы
к словам:
Упрямо – настойчиво. Возмущать – успокаивать.

Самостоятельное чтение стихотворения про себя.

Работа по вопросам и заданиям (1 – 4) учебника.

Работа с иллюстрациями.

Выразительное чтение стихотворения.

2. Чтение и анализ стихотворения «Детская»

— О чем оно? Какое настроение передает?

— Какие образы ты представляешь, когда читаешь текст?

— Почему поэт назвал это стихотворение «Детская»?

— Какие слова подсказали тебе отгадку?

— Найди в стихотворении все сравнения? С какой целью использует их автор?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

VII . Подведение итогов урока

– Что нового узнали на уроке?

– С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?

— Каким настроением проникнуты стихи? Почему?

— Чем отличаются стихотворения друг от друга?

Источник

Конспект урока по литературному чтению на тему «В.Я. Брюсов «Опять сон», » Детская»

Конспект урока литературного чтения

Учитель: Добош Любовь Ивановна

Тема: В. Я Брюсов «Опять сон», «Детская»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; создать условия для развития умения читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; определять средства художественной выразительности (олицетворения, сравнения); расширять кругозор учащихся; развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь.

Планируемые результаты: см. в КТП.

Оборудование: учебник, презентация, карточки.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

I. Организация класса. Актуализация опорных знаний.

– Быстро, четко повторите и отгадайте чистоговорки

Читайте также:  Я отрезал себе ноги во сне

Следующее наше задание: произнесите это предложение с разной интонацией.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Я прихлопнул комара.

Саша шапкой шишки сшиб.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Сегодня мы открываем новый раздел.

– Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям.

– Чем стихи отличаются от прозы?

– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради.

— Чтобы определить тему нашего урока, предлагаю вам исключить из представленных слов лишние буквы.

Част б уш р ка, бы ю ли с на, при о ба в утка

— Какие слова получились?

— Что вы можете сказать об этих жанрах?

— частушка, былина, прибаутка.

— Жанры устного народного творчества.

— Из букв, которые выпали из слов составьте фамилию поэта.

— Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве замечательного поэта Валерия Яковлевича Брюсова.

Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?

– Определите ТЕМУ и цели урока.

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией
В. Я. Брюсова

– Мы будем читать о детях. Здесь мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь».

– В стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью

к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией

— Портрет автора на слайде.

— Ознакомьтесь с биографией автора в группе.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и отец Брюсова. Читать Валера научился в четыре года по газетам и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида.

Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Не удивительно, что десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.

С 1885 по 1893 год он учится сначала в частной гимназии Ф. И. Креймана, а затем в известной классической гимназии Л. И. Поливанова. В гимназические годы он принимал участие в издании рукописного журнала, где помещал свои приключенческие повествования, живо интересовался математикой. С 1893 по 1899 гг. он студент историко-филологического факультета Московского университета.

В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов Брюсов не желает идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей, он твёрдо верит в свою звезду родоначальника новой поэзии, он убеждён в том, что будущее принадлежит такому искусству, которое с наибольшей силой выразит переживания и стремления яркой и независимой личности.

Он пробует себя и в прозе. Мальчиком он сочинял приключенческие повести, подражая Ж. Верну и Майн Риду, а в 1907 году выходит его первый сборник рассказов «Земная ось». Через 6 лет выходит новый сборник рассказов – «Ночи и дни». Наиболее близок ему был жанр исторического романа. п еру Брюсова принадлежат два таких романа, как «Огненный ангел» (1908 г.) и «Алтарь Победы»
(1912 г.), которые поражают научной тщательностью воспроизведения исторической обстановки.

В 1900 году был напечатан ещё один сборник стихотворений В. Брюсова, на который сам поэт возлагал большие надежды, и он не обманулся. Именно стихотворения сборника «Третья стража» принесли ему признание. После выхода в свет этого сборника он окончательно завоёвывает признание и в петербургских литературных кругах, куда его ввёл Константин Бальмонт.

Но этого ему недостаточно. Брюсов мечтает стать «новым Пушкиным» – поэтом, чьё имя будет известно во всех уголках страны. Он неустанно изучает Пушкина – биографию, стихотворную технику – и даже дописывает его неоконченную поэму «Египетские ночи», в итоге он становится одним из видных пушкинистов начала века. Занимается он и переводами. В 1913 году вышел первый том «Полного собрания сочинений и переводов» В. Брюсова. Задумано было 25 томов, но свет увидели только 8 – из-за закрытия издательства.

После его смерти (9 октября 1924 г.) один из его современников, поэт Владимир Пяст, назовёт Брюсова «вечным работником».

Источник

Урок литературного чтения «ВЮБрюсов «Опять сон»

Выполнил: Мирская Марина Станиславовна, учитель ВКК начальных классов МБОУ СОШ № 62 города Воронеж Воронежской области.

4 класс. Литературное чтение по УМК «Школа России».

Тема урока: Брюсов Валерий Яковлевич «Опять сон».

обучать литературному анализу текста /стихотворение В.Брюсова “Опять сон”;

углублять знания детей по русскому языку /разделы “Фонетика”, “Морфология”, “Синтаксис”/;

учить сравнивать, анализировать;

развивать фонематический слух, внимание;

продолжать работу над выразительностью чтения;

воспитывать интерес к литературному русскому языку, русской поэзии “серебряного века”.

Оборудование: М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова «Родная речь»; портрет В.Брюсова; мультимедийная доска, магнитофон, диск с записью классической музыки, диск с х\ф «Властелин Колец»; 5 листов – ватманов, красный и чёрный маркеры; маленькая подушечка, сухие веточки, камешек.

План – конспект урока.

I . Организация на работу. Психологический настрой.

1. Дыхательные упражнения под музыку (Л.Бетховен «К Элизе») :

2. «Задумчивая минута» (слушание музыки и представления музыкальной картины).

-Что представили под эту музыку? Чем нам помогает она в жизни?

II .Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Сопоставление отрывков из стихотворений и музыкальных фрагментов. Работа по группам.

Первая группа: Суриков И.З. «В ночном».

«И на ум приходят детям

Вот с метлой несётся ведьма

Вторая группа: Некрасов Н.А.

«В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной».

Третья группа: Бунин И.А. «Матери».

«Я помню спальню и лампадку,

Читайте также:  Увидеть во сне мусор на улице

Игрушки, тёплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел – хранитель над тобой!»

Четвёртая группа: Цветаева М.И. «Бежит тропинка с бугорка…»

«О, дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты,

Где были шпагами лопаты

И замком царственным сарай».

— Почему вы выбрали эти музыкальные отрывки?

— Каким видят детство писатели? Что общего?

2. Зачитывание мини- сочинений на тему «Детство».

— Ребята, чувства какого ученика затронули вас больше всего?

III . Формулировка темы и целей урока.

— Итак, каждый поэт вспоминает о детстве по- своему. Но основная мысль, звучащая в стихах и сочинениях, одна: “ Детство – это счастливая пора.” Взрослые часто вспоминают это время как счастливое и беззаботное. Часто кажется, что этого не могло быть, что это просто какой-то чудесный сон.

«Сон – это такое состояние организма человека, когда мозг отражает всё, что человек видел, слышал, чувствовал – хорошее, плохое».

Мы с вами читали стихотворение В.Я. Брюсова “Детская” – беззаботное, весёлое. Брюсов был необыкновенно добрым, умным и порядочным человеком.

Но вот что сказал поэт о своём детстве, о мире его дома:

утраченный мной с детства,

как сон непонятый, … как бред…”

— Не правда ли, странные строки? Сегодня мы попробуем разгадать тайну, о которой хотел сказать автор.

— Так как нас ждёт напряжённая умственная деятельность, проведём разминку.

«Разминка»: сухие веточки, подушечка, диск с х\ф «Властелин Колец», камешек – можно ли объединить в одну группу? В конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

IV . Работа с новым материалом.

— Как понимаете название?

1.Чтение учителем текста

2. Первичное впечатление

— Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

— Что вам особенно запомнилось?

Прочитать вполголоса внятно, вдумываясь.

4.Словарная работа (слова на доске)

Дебри – место, заросшее непроходимым лесом;

Глушь – глухое, заросшее место;

Тишь – отсутствие шума, безмолвие;

Г иппопотам – то же, что бегемот;

Б асня – вымысел, выдумка;

Племя – общность людей;

Сумрачный – полумрак, непонятная темнота;

Дух – внутренняя сила человека;

Утёс – высокая скала.

5. Анализ лирического стихотворения

Ребята, давайте с вами попробуем увидеть и устно нарисовать этот сон. Пусть сон будет фильмом. Я режиссёр, и всё стихотворение разбила на кадры фильма (5).

— Ребята, а кому всё-таки снится это сон? Докажите. ( наличие местоимения 1 лица ед. числа)

2) Словесное рисование. Выборочное чтение.

Дети читают по нескольким строфам и определяют “кадры”.

I кадр (1 и 2 строфы):

Дебри, пустыня, крадущийся лев, камыши, трава, гиппопотам, заросли, высокие стволы деревьев.

— В каком месте? В какое время?

— Это может быть такое в природе, это реально? Реальная картина? (Да)

II кадр (3 строфа): Утёс и человек

— А это реально? Что можно здесь увидеть?

Змей мечет искры (сравнения), карлики, лес, огонь.

(“Смерти рад”, “Лес в огне”)

IV кадр (6 строфа) : Месяц, зебра, лес, река.

V кадр (7 строфа): Тёплые дали .

Вывод: картины реальны и нереальны. Давайте посмотрим, в каких красках видит Брюсов этот сон.

— Попробуем нарисовать фильм в цвете.

1 кадр – все краски в розовом оттенке (жёлтый лев, чёрно – белая зебра, зелёная трава, коричневый камыш приобретают розовый оттенок заката).

2 кадр – серые краски (утёс).

3 кадр – красные, чёрные (огонь, уголь, ветки).

4 кадр – все краски блёклы из-за луны.

5 кадр – темные (сумрачно).

— Какие все эти краски? Какие образы вы видите? (змей, карлики – отрицательные образы).

Вывод : красные и чёрные краски – цвет войны, бедствий. Это неприятные краски.

Брюсов любил в своих прозаических и поэтических творениях использовать различные элементы фантазий, даже галлюцинаций, когда человеку что- то мерещится, если он болен или сильное потрясение.

— Что можно сказать о детстве Брюсова?

V . Физминутка (отдых на фито – подушечках).

VI . Продолжение работы.

1. Перечитывание 3 строфы ( II кадр):

— Какая строчка здесь выделена?

— Что можно сказать об авторе, что он делает? (видит, слышит)

— А почему он ничего не делает?

— Итак, что он видит, мы узнали, теперь давайте “послушаем.”

2. Выборочное чтение.

Закройте глаза. Представьте, что вы одни, ночью, в комнате. Как обычно здесь? (Тихо, темно)

Перечитайте; что здесь сонный мир?

Что тихо? (тишь, глушь, камыш, лев крадётся )

Глу шь Какие ещё используются средства? (Шипящие)

Какие чувства возникли в такую тишину?

Перечитайте 3 и 4 строку II кадра.

— Как вы её понимаете?

— А почему возникают такие чувства?

(Необычно: в Африке, ночь → страх)

-подчеркнули глаголы, особенности

отрицает действие сомневается

— Что ещё указывает на сомнение?

(3 слова “вдруг” – неожиданность, все вопросительные предложения)

— Какие чувства? (боязнь)

— Чем отличается от первого кадра?

— Что слышит Брюсов? (всё громче)

(“Шорох громче”, “зебра бежит”, “лес взрывает листья – ветер шумит почему?”)

— Громче или тише читаем эту часть?

— А здесь какие звуки? (Ещё слышнее) ^

— Кто ему ещё мерещится? (дух, царь пещер)

— А знает ли он точно, кто там?

— Что же самое страшное?

3. Вывод: самое страшное – неизвестность.

— Спадает ли напряжение? (Нет)

— Нет конца сну. Повторится он?

С.Рахманинов “Прелюдия” (до-диез минор). На доске высвечиваются кадры из фильма «Властелин Колец».

— Прослушайте, где 1 кадр? 2 кадр? Последний кадр? Что вы почувствовали?

Всё сплелось вместе: чувства, зрение, слух.

5. Работа над выразительностью.

1) Самостоятельное перечитывание, условные знаки:

III – длительная пауза;

ٮ – на одном дыхании;

— Где, кроме запятых и точек ставим паузы, выделяем (тире, двоеточие).

2) Чтение “цепочкой”, выделение логических упражнений

VII Итоги урока. Рефлексия.

1. Мы учились сегодня с помощью слова видеть, слышать произведение, использовать литературные краски.

— Что вам больше понравилось: видеть или слышать?

-Хороший ли у нас получился фильм? Этот жанр в искусстве называется «фэнтэзи» (фантазия, фантастика). Теперь вы сможете ответить на вопрос разминки? (…)

2. Оценка класса. Вы сами себя наградили – узнали, как глубоко слово в произведении учит нас понимать и чувствовать. И мы с помощью чтения, а не телевизора, смогли создать фильм. Фантазия – это то, что любят и писатели, и все дети.

VIII Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившийся «кадр фильма» и приготовить рисунок.

Источник

То, что вы хотели знать
Adblock
detector