Волгоградская шина выбралась из долговременного кризиса

Русский язык и культура речи (стр. 8 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

¨ Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Напр., отредактированная рукопись редактором – неверно, следует заменить на: 1) отредактированная редактором рукопись или 2) рукопись, отредактированная редактором.

¨ Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному; переносить оборот не следует. Напр., горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов – неверно, следует заменить на: 1) горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад или 2) состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.

¨ Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий. Напр., читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки, надо: читая статью (прочитав) статью и отмечая (отметив) нужный материал, я делаю (сделал) выписки.

Упражнение 1. Определите, к какому стилю речи (разговорному, официально-деловому, научному, публицистическому, стилю художественной литературы – (Прим. Классификация стилей по ) относятся предложения. Назовите примеры, в которых можно говорить об иллюстрациях к нескольким стилям. По каким критериям вы определили принадлежность текста к тому или иному стилю.

1. Приказываю собраться к 9.30 утра.

2. Я хочу, чтобы Вы пришли к 9.30 утра.

3. Вам надлежит явиться к полдесятого утра.

4. Приходите порядка 9.30 утра.

5. Рекомендуется всем вышеперечисленным явиться к 9.30 утра.

Упражнение 2. Какие из данных предложенных предложений носят более категоричный характер? Почему? Какие языковые средства помогают выразить мысль в мягкой или жёсткой форме? Какие конструкции предпочли бы Вы?

1. Я дал указание. 2. Мною дано указание. 3. Они указали мне. 4. Мне указано. 5. Настоящий диплом выдан 23. 06. 2000 г. 6. Диплом г.

Упражнение 3. Какой характер (книжный или разговорный) имеют сказуемые в приведённых текстах.

1. Использовать применение новых методов и технологий.

2. Применять новые методы.

3. Происходит рост производительности труда.

4. Растёт производительность труда.

5. Идёт снижение себестоимости.

6. Снижается себестоимость.

7. Произвести монтаж оборудования на 5 участке.

8. Смонтировать оборудование на 5 участке.

Упражнение 4. При необходимости исправьте ошибки.

1. Имеет место отсутствие необходимого оборудования для производства.

2. Уже в течение двух недель идёт изучение вопроса.

3. Имеет место отсутствие нужных доказательств.

4. В последнее время имеет место неявка на работу и регулярные опоздания отдельных сотрудников.

5. Большую роль имеет наличие производственного опыта.

6. Он в офисе директор.

7. Он в офисе директором.

Упражнение 5. Проанализируйте предложения.

1. Дежурный по станции бросил папиросу в печку и, нагнувшись, попытался её потушить, но это ему не удалось.

2. Глаза его прикрывали стёкла очков.

3. Довожу до Вашего сведения, что отказался со всеми остальными рабочими произвести осмотр изношенного оборудования, мотивируя недостатком опыта.

¨ При подлежащем, выраженном именем существительным в собирательным значением (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с Род. п. мн. ч., сказуемое обычно ставится во мн. ч., если речь идёт о предметах одушевлённых, в ед. ч., если подлежащее обозначает предметы неживой природы.

¨ При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во мн. ч.

¨ При составном числительном, оканчивающемся на один, сказуемое, как правило, ставится в ед. ч.

¨ При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в ед. ч. и согласуется в роде.

¨ При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в ед. ч.

¨ При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в ед. ч.

Упражнение 1. Выбрать правильную форму сказуемого.

1. Большинство студентов нашей группы успешно (защитило, защитили) курсовой проект.

2. Ещё один ряд предложений (возник, возникли) у главного инженера.

3. Меньшинство сотрудников всё-таки (проголосовало, проголосовали) против.

4. (Засеяно, засеяны) сто двадцать гектаров.

5. Несколько сотрудников (отказалось, отказались) от сверхурочной работы.

6. Три заявления о приёме на работу (лежали, лежало) на столе.

7. Тридцать два человека (работало, работали) на новом участке.

8. Сто сорок один депутат (участвовал, участвовали) в работе сессии.

9. На строительство нового объекта (получена, получено) миллион долларов.

10. Тысяча человек (отправилась, отправились) на переподготовку.

11. (Прошли, прошло) годы.

12. (Прошло, прошли) полтора часа.

13. Многие студенты нашего вуза (работали, работало) летом на производстве.

14. Много сотрудников этого предприятия (прошло, прошли) переподготовку в связи с требованиями, предъявляемыми к современному специалисту.

15. (Новый, новая) эколог города (выступил, выступила) с заявлением.

Упражнение 2. Согласны ли вы с предложенными вариантами согласования подлежащего и сказуемого? Повторите правила:

¨ При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет. Например, вагон-кафе расположен (а не расположено) между шестым и седьмым вагонами; кафе-столовая отремонтирована.

Упражнение 3. Найдите ошибки в следующих предложениях.

1. Фирма “Иванов и К” образована совсем недавно.

2. “Иванов и сыновья” образованы два года назад.

3. “Волгоградская шина” выбралась из долговременного кризиса.

4. Предприятие “Волгоградская шина” выплатило все долги.

5. “Московские новости” выходит раз в неделю.

6. Газета “Московские новости” завоевала популярность своих читателей.

7. Плащ-палатка лежала в свёрнутом виде.

8. Стенд-витрина отражал основные направления деятельности нашего предприятия.

9. Витрина-стенд помещена в вестибюле.

Упражнение 4. Выберите нужный вариант.

1. Группа студентов-первокурсников (занимается, занимаются) в спортзале. 2. Собака Кинг (пропала, пропал) два дня назад. 3. (Прошло, прошли) четыре дня, обусловленные контрактом. 4. Администрация завода, особенно замдиректора и главный инженер, много времени (уделяет, уделяют) решению социальных проблем. 5. (Построено, построены) три новых дома для переселенцев. 6. Абсолютное большинство хорошо (подготовлены, подготовлено) к сдаче экзамена. 7. Двое других свидетелей (подписало, подписали) протокол. 8. В Москву (было, были) свезены девяносто тысяч пудов колокольной меди.

Источник

Вы находитесь на странице Мартыновой Аллы Ивановны, учителя русского языка и литературы!

Надеюсь, что представленная информация будет интересна и полезна!

Вторая квалификационная категория.

Рекомендую всем-всем-всем ежедневно посещать сайт «ГРАМОТА. РУ». Там вы сможете:

— повторить орфографические и пунктуационные правила, выполнить упражнения на закрепление материала

Также рекомендую сайт «ГРАММА.РУ».

Там представлены следующие рубрики:

А теперь предлагаю вам выполнить следующие упражнения по культуре речи.

1) чёрный кофе; 2) красная георгина; 3) больная мозоль; 4) густая тушь; 5) старинная зала; 6) дорогая шампунь; 7) густой бакенбард; 8) модный туфель; 9) модная туфля; 10) маринованный иваси; 11) маринованная иваси; 12) дорогая салями; 13) тёплый кашне; 14) клетчатое кашне; 15) мой протеже; 16) моя протеже; 17) устный хинди; 18) письменный хинди; 19) зелёный Сочи; 20) зелёные Сочи; 21) серебряный призёр Иванова; 22) серебряная призёр Иванова; 23) знакомая ветеринар; 24) левый рельс; 25) стальная рельса.

1) ВТО основана в 1995 году; 2) врио организации назначена Иванова; 3) врио организации назначен Иванов; 4) Гран-при была вручена певцу из Италии; 5) английский «Таймс» писал об этом; 6) солнечное Сухуми; 7) толстовская Кити; 8) прозрачный Онтарио; 9) хвостатое кенгуру; 10) большой Мехико; 11) красивая Миссисипи; 12) наша ТЭЦ; 13) английский МИД направил телеграмму; 14) ГАК была строгой.

1) красивые крыльца; 2) крема продаются в этом магазине; 3) вязаные свитеры; 4) собрались ректоры; 5) приехали директоры; 6) профессора сделали открытие; 7) здесь работают слесаря; 8) будущие фельдшера; 9) работа во время каникулов; 10) жаль, что сейчас нет гусаров; 11) вышел на подмосток; 12) у них нет погон.

I. 1, 3, 4, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 24.

II. 1, 2, 3, 7, 10, 11, 12, 13.

I. Выберите правильный вариант

1. Большинство студентов нашей группы успешно (а) защитило, б) защитили) курсовой проект.

2. Ещё один ряд предложений (а) возник, б) возникли) у главного инженера.

3. Меньшинство сотрудников всё-таки (а) проголосовало, б) проголосовали) против.

4. (а) Засеяно, б) Засеяны) сто двадцать гектаров.

5. Несколько сотрудников (а) отказалось, б) отказались) от сверхурочной работы.

6. Три заявления о приёме на работу (а) лежали, б) лежало) на столе.

7. Тридцать два человека (а) работало, б) работали) на новом участке.

8. Сто сорок один депутат (а) участвовал, б) участвовали) в работе сессии.

9. На строительство нового объекта (а) получен, б) получено) миллион долларов.

10. Тысяча человек (а) отправилась, б) отправились) на переподготовку.

11. (а) Прошли, б) Прошло) годы.

12. (а) Прошло, б) Прошли) полтора часа.

13. Многие студенты нашего вуза (а) работали, б) работало) летом на производстве.

14. Много сотрудников этого предприятия (а) прошло, б) прошли) переподготовку в связи с требованиями, предъявляемыми к современному специалисту.

15. (а) Новый, б) Новая) эколог города выступила с заявлением.

II. Выберите правильный вариант

1. Фирма «Иванов и сыновья» образована совсем недавно.

2. «Иванов и сыновья» образованы два года назад.

3. «Волгоградская шина» выбралась из долговременного кризиса.

4. Предприятие «Волгоградская шина» выплатило все долги.

5. «Московские новости» выходит раз в неделю.

6. Газета «Московские новости» завоевала популярность своих читателей.

7. Плащ-палатка лежала в свёрнутом виде.

8. Стенд-витрина отражал основные направления нашего основные направления деятельности нашего предприятия.

9. Витрина-стенд помещена в вестибюле.

III. Выберите правильный вариант

1. Группа студентов-первокурсников (а) занимается, б) занимаются) в спортзале.

2. Собака Кинг (а) пропала, б) пропал) два дня назад.

3. (а) Прошло, б) Прошли) четыре дня, обусловленные контрактом.

4. Администрация завода, особенно замдиректора и главный инженер много времени (а) уделяет, б) уделяют) решению социальных проблем.

5. (а) Построено, б) Построены) три новых дома для переселенцев.

6. Абсолютное большинство хорошо (а) подготовлены, б) подготовлено) к сдаче экзамена.

7. Двое других свидетелей (а) подписало, б) подписали) протокол.

8. В Москву (а) было свезено, б) были свезены) девяносто редких книг.

I. 1б, 2а, 3б, 4а, 5а, 6а, 7б, 8а, 9а, 10а, 11а, 12а, 13а, 14а, 15а.

III. 1а, 2а, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (без ответов)

Задания с выбором ответа (ответов)

Инструкция. Выполните задания. Впишите номера слов (предложений), содержащих правильный ответ в область ответов в таблице.

А 1. Ударение неправильно поставлено в слове (словах)… (Ударный гласный обозначен большой буквой.)

1) баловАться 4) генЕзис

3) некролОг 6) жалюзИ

А 2. Орфоэпическая ошибка допущена в слове (словах). (Мягкость согласного обозначена апострофом.)

3) було[шн]ая 6) восе[м’]десят

А 3. Акцентологическая ошибка допущена в предложении (предложениях)

1) Мы покупАем продУкты в магазИне мелкоОптовой торгОвли.

2) СосЕди двЕрь дерматИном обиИли.

3) ДавАй кУпим вермишЕль и рОжки.

4) Эти вЫплаты прИзваны облегчИть нагрУзку на пенсиОнный бюджЕт.

А 4. Род существительного неправильно указан в слове (словах)

1) какаду, ср. р 4) антресоль, ж. р.

2) гуашь, ж. р. 5) домишко, ср. р

3) тюль, м. р. 6) лодырь, ж. р.

А 5. Грамматическая ошибка допущена в предложении (предложениях)

1) Эта оправа для очков более женская, чем мужская.

2) Наше знакомство с Чарли Чаплином состоялось ещё во времена немого кино.

3) На базу завезли несколько тонн апельсинов, яблок и баклажанов.

4) Читая роман, есть чему поучиться у героев.

А 6. Ошибка в образовании формы именительного падежа множественного числа допущена в слове (словах)

1) заёмы 4) архитектора

2) профессоры 5) времена

3) римляне 6) жемчуга

А 7. Ошибка в образовании формы родительного падежа множественного числа допущена в слове (словах)

1) турок 4) апельсин

2) туфлей 5) комментарий

3) кухонь 6) партизан

А 8. Падежные формы числительного неправильно образованы в словосочетании (словосочетаниях)

1) трёхстами двадцатью четырьмя голосами

2) для семисот восьмидесяти двух избирателей

3) о двести восемнадцати больных

4) после две тысячи пятого года

5) тремястами пятьюдесятью голосами

А 9. Нормы сочетаемости нарушены в словосочетании (словосочетаниях)

1) более двух тысяч семисот восьмидесяти людей

2) для семи миллионов жителей

3) двадцать пять суток

4) полтораста килограммов

5) одна целая пять десятых процентов

А 10. Нормы сочетаемости нарушены в словосочетании (словосочетаниях)

1) проводить аналогию между явлениями

2) подвести итог написанного

3) повторяющийся рецидив

4) выяснить о причинах

А 11. Слово употреблено в не свойственном ему значении в предложении

1) Нам повезло: удалось купить билеты в купированный вагон.

2) Стены парадных комнат дворца были украшены искусными орнаментами.

3) Его лекции нравились особенно: он говорил искренним, доверительным тоном.

4) Человек он был злостный: чужие беды доставляли ему радость.

А 12. Слово употреблено в не свойственном ему значении в предложении

1) Вернисаж продолжался несколько дней.

2) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной.

3) Он был мизантропом, считающим, что человек лжив и слаб по своей природе.

4) Ребёнок держал в руках аляповатую игрушку с облупившейся краской.

А 13. Слово ЖИТЕЙСКИЙ должно быть употреблено в предложении

1) С течением лет их ЖИЗНЕННЫЕ пути разошлись.

2) Для истинного художника искусство не средство стать знаменитостью, а ЖИЗНЕННАЯ необходимость.

3) ЖИЗНЕННЫЙ шум и невзгоды казались далёкими и ничего не значащими в этом тихом убежище.

4) В романе нашли отражение подлинные ЖИЗНЕННЫЕ явления.

А 14. Избыточностью лексических средств (тавтология, плеоназм) характеризуются предложения

1) В первую очередь возникает вопрос о судьбе глав разорившихся банков.

2) Активно идёт процесс замены «старой гвардии» на новые высококвалифицированные кадры.

3) Прогноз о неблагоприятной ситуации, предсказанной заранее, подтвердился.

4) Местные аборигены, увидев угрозу природе, тоже начали бить тревогу.

А 15. Ясность речи нарушена в предложении (предложениях)

1) Спектаклей, которые выдвинуты на конкурс, довольно-таки огромное количество.

3) Мы имели в стране не власть, а режим, готовый на всё.

4) Вратарь выпустил мяч из рук, и его пришлось добить.

А 16. Логичность речи нарушена в предложении (предложениях)

1) В этом году мы вырастили на своих полях репу, пшеницу, горох и другие злаки.

2) В квартире соседей с утра царила весёлая суета: пекли пироги, накрывали столы, бегали по магазинам.

Читайте также:  Glk 300 замена цепи грм

3) Инженер оказался большим знатоком вопроса и привёл убедительные доводы в пользу своей точки зрения.

4) В каждой бригаде имелось в среднем десять колхозников и тридцать гектаров пашни.

5) Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал преимущества живописи перед поэзией, и многие современники разделяли его точку зрения.

А 17. Не предусмотренная автором двусмысленность содержатся в предложении (предложениях)

1) Я хочу выразить благодарность всем, кто запустил в нашей области систему образования.

2) Шовковский получает пас от своего друга – Владислава Ващука. Кстати, они женаты.

3) Мы своих кардиологов обучаем рациональному питанию пациентов.

А 18. Грамматическая правильность речи нарушена в предложении (предложениях)

1) Министр официально назначил нас основным регионом для проведения эксперимента.

2) Составляя план доклада, очевидно старание точно отразить главную мысль.

3) Глядя на цветные фотографии в модных журналах, фигура не становится лучше.

4) Понимая необходимость этого мероприятия, оргкомитет подготовил его в срок.

А 19. Ошибка в употреблении фразеологизмов допущена в предложении (предложениях)

1) Основную роль в решении этой проблемы имеет человеческий фактор.

2) Праздничная суматоха на вечеринке напоминала варфоломеевскую ночь.

3) Политикам нужно всегда держать руку на пульсе, своевременно реагировать на назревшие в обществе проблемы.

4) Он ревел, как буриданов осёл.

А 20. В приведённом фрагменте школьного сочинения речевая ошибка

допущена в предложениях

(1) Я считаю, что с каждым годом мой язык становится всё богаче и начитаннее. (2) Мои размышления становятся все серьёзнее и глубже по силе. (3) Мне кажется, эта прогрессия проявляется не только у меня, но и у многих других. (4) Просто не все стараются развить эту тенденцию, а я всё-таки стараюсь. (5) Хорошо развитый риторический язык пригодится везде: и в вузе, и в университете. (6) Да можно взять и самый простой пример: я звоню знакомой девушке и пытаюсь уговорить её пойти со мной в кино. (7) Я привожу весомые аргументы. (8) Другой же, не обладающий знаниями риторики, не сможет уговорить девушку. (9) Поэтому надо изучать риторику и пользоваться ею.

А 21. Отступления от стилистических норм наблюдаются в предложении

1) Это всё бзики амбициозных политиков.

2) Власть должна быть отделена от СМИ – то, о чём я всё время талдычу.

3) Внезапной оказалась программа «Старый телевизор».

4) Докладчик комиссии ПАСЕ по политическим вопросам лорд Джад ни черта в чеченской ситуации не понимает

5) Позор висит над нами, как жёлто-розовое облако газа.

А 22. На трансформации прецедентных текстов основана выразительность газетных заголовков

1) Полуостров сокровищ

2) Вывели на чистую водку

3) Фрадкову пора намылить голову

4) Павловский собирает сливки общества

5) Над пропастью во лжи.

А 23. Метафоры употреблены в предложении (предложениях)

1) Первыми жертвами политического Чернобыля на Украине, скорее всего, станут силовики.

2) Чеченские волки боятся российских псов.

4) Мечты о счастье народа, о социальной справедливости, о новой, цивилизованной России так и остались мечтами.

5) Корабль «Россия» не знает, куда плыть

6) Лидер СПС предпринял попытку собрать по частям «ломаную гитару» российского демократического движения.

Задания с кратким ответом

Инструкция. Впишите слово или номера правильных ответов в область ответов в таблице.

Б 1. Запишите однословный термин, обозначающий грубое нарушение действующей нормы (языковой, коммуникативной, стилистической, этической).

Б 2. Запишите однословный термин, обозначающий тип словаря, дающего справку о лексическом значении слова, его грамматических формах и типовой сочетаемости.

Б 3. Запишите однословный термин, обозначающий коммуникативное качество хорошей речи, выделяемое на основе соотношений речь – мышление, и обозначающий непротиворечивость изложения, соответствие содержания речи законам мышления, точное воспроизведение в речи структуры мысли, соблюдение в речи правил операций с понятиями.

Б 4. Запишите однословный термин, обозначающий лингвистическую регламентацию нормы в словарях, справочниках и грамматиках языка.

Б 5. Запишите однословный термин, обозначающий коммуникативное качество хорошей речи, выделяемое на основе соотношения речь – её восприятие адресатом и определяемый как смысловая определённость высказывания, доступность, понятность речи для адресата.

Б 6. Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задание

А. Охотник, конечно, слышал и сигнал дрозда и видел, как по сигналу вылетела зарянка.

В. Прыгая по сучкам выше и выше, оттуда сверху она тоже увидела зарю и на сигнал

Г. Вот где-то в вышине певчий дрозд первый увидел признаки вечерней зари и просвистел свой сигнал.

Задание: установите, в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный, логичный, ясный и последовательный текст. Ответ запишите в виде последовательности букв (А, Б, В, Г), обозначающих предложения.

Б 7. Определите функционально-смысловой тип текста (описание, повествование, рассуждение) приведённого в задании. Соответствующий термин впишите в область ответов.

Б 8. Прочитайте текстовые фрагменты А, Б, В, Г, Д и выполните задание

А. С. – Дело-то не в заработке/ дело в том, что человек-то не изменяется / вот если бы он был человеком хорошим/ скажем умным/ он от образования лучше не станет/если он книжки сам читает//

Е. – Всё равно/ всё равно понимаешь…

С. – Так вы считаете что диплом надо в штанах носить7

Е. – Да/ о-бя-за-тельно надо носить//

С. – То есть без диплома никуда//

Направить Закон Свердловской области «О порядке получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, и участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Свердловской области» в областную газету» для его официального опубликования.

В. Святая церковь ведёт нас к великому празднику Рождества Христова сорокадневным постом, а в предрождественские дни она готовит нас к его достойной встрече особыми песнопениями. И только что услышанные нами слова стихиры свидетельствуют, что ни золота, ни смирны, ни ливана, ни других земных ценностей от нас не требуется. Богомладенец Христос ожидает от нас духовных даров и дел добра и милосердия. Святитель Иоанн Златоуст называет эти дары, указанные святым апостолом Павлом: вера, надежда, любовь.

Д. Какое это мучительное чувство: испытывать позор за свою Родину.

В чьих она равнодушных или скользких руках, безмысло или корыстно правящих Её жизнь. В каких заносчивых, или коварных, или стёртых лицах видится Она миру. Какое тленное пойло вливают Ей вместо здравой духовной пищи. До какого разора и нищеты доведена народная жизнь, не в силах взняться.

определите, какому функциональному стилю принадлежат текстовые фрагменты А, Б, В, Г, Д. (Ответ запишите в виде буквы, обозначающей

фрагмент и следующей за ней цифры, обозначающей стиль. Образец: K2

Источник

Употребление форм

имен числительных

Задание 1. Просклоняйте приведённые числительные.

Полтора, четверо, 747, 492, 568, тысяча девятьсот девяносто пятый, двое.

Задание 2. Запишите предложения, заменяя цифры словами.

Частное от деления 6884 на 6 равно 1144. Библиотека института ежемесячно пополняется 300 книгами. Разность между 87 и 58 составит 29. Это небольшой старинный город с 4675 жителями. 11-миллионный, 25-тысячный, 1,5-миллиардный, 2,7; 100-летие, 8 Марта, 545-й, 11 апреля.

Задание 3. Исправьте ошибки в приведённых предложениях.

Обе маленьких девочки вышли на прогулку.

У обоих картин этого художника всегда толпится народ.

У обоих моих сестёр удивительно красивая внешность.

Обои Ивановы – хорошие ученики.

Задание 4. Найдите неправильные варианты.

сто тридцати километров

три четверти метра

девятьсот девяносто девяти миль

Задание 5. Выберите правильный вариант.

Трое юношей и (трое девушек, три девушки) исполнили красивый танец. Школьная библиотека располагает (двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя, двумя тысячами четырёхсот восьмьюдесятью тремя, двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью тремя) книгами. Корабль находился на орбите 383 (суток, дня). Машины стояли у (обоих ворот, тех и других ворот). Было закуплено 22 (ножниц, штуки ножниц, пары ножниц). Наш город отметил (двестипятидесятилетие, двухсотпятидесятилетие). В рассказе (две героини, двое героинь). На лужайке (трое зайцев, три зайца). Этот переход составил около (четыреста шестьдесят пяти, четырехсот шестидесяти пяти) километров. Это событие состоялось в начале (тысяча восемьсот четвертого года, тысячи восьмисот четвертого года). Добавьте (полтора, полутора) стакана муки. Обеспеченность населения продуктами первой необходимости составляет 85,7 (процентов, процента). Из 21 (участника, участников) соревнования особенно выделялись (три спортсменки, трое спортсменок). Начинать свое дело с (пятиста, пятистами, пятьюстами) тысячами – значит провалить дело с самого начала. Отец один воспитывал (трех, троих) детей. У (обеих, обоих) претенденток на медаль равные шансы.

Задание 6. Исправьте в приведенных предложениях.

Папанинцы пробыли на льдине 274 суток. Город находится в полуторастах километров от областного центра. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов. До экзамена оставалось полтора учебного месяца. Девятьметровый столетний дуб возвышался в центре поляны. В соревнованиях участвовало 243 юношей и девушек. Каждому дали по пяти тетрадей.

Задание 7. Образуйте словосочетания из числительных и существительных, данных в скобках.

Оба, обе (глаз, рука, окно, солдат, ребенок, дитя, зайчонок, народ, дочь).

Две, два, двое (стол, лисенок, сани, бровь, ухо, сосна, соседка, ножницы, станок, стакан, ученик, ученица, жеребенок, мальчик).

Мало, много, чуточку (крупа, крупинка, дождь, снег, снежинка, ручка, доблесть, горох, горошинка, печь, дом, ясли, полотенце, радость, девушка, сметана).

Полтора (рубль, ведро, стакан, чашка, кастрюля, метр, сажень)

Употребление форм

местоимений

Задание 1. Выберите правильный ответ.

Для (неё, ней) нет имени. (Их, ихний) ребенок. Около (него, его) толпился народ. Она писала дочери в письме, что (ей, той) следует приехать. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди (них, него) процветает взяточничество, беззаконие, воровство. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию (своих, совершенных им) ошибок. Валерий Брумель преодолел планку, установленную на 38 см выше (своего, его) роста. Он опытный работник и знает все тонкости в (своём, его) деле. Герои картины борются за (свои, их) права, но власти не признают их. Все это было интересно, а главное – помогло нам всесторонне обсудить это волнующее для всех (нас, их) событие. В первый же погожий день мать взяла детей с (ней, собой) на прогулку.

Задание 2. Раскройте скобки. Аргументируйте свой выбор местоимения, заключенного в скобки.

(Кто-то, кто-либо, кто-нибудь) из товарищей, закройте дверь! Хозяйка приветливо встречает гостей, для (каждого, всякого, любого) находит доброе слово. (Кое-кто, кто-то) испортил книгу. Мы вспоминаем о доме (каждый, всякий, любой) раз, когда проезжаем здесь. (Сам, самый) процесс учебы меня привлекает. Получите (свои, ваши) книги! (Каждый, всякий, любой) имеет право поступить в вуз. Мы встретимся с тобой (у себя, в своем) доме. Оставьте (свои, ваши) вещи при себе! (Свой, его) рисунок он послал на выставку. (Что-нибудь, что-то, что-либо, кое-что) из прочитанного следует запомнить наизусть. Поручение несложное, (каждый, всякий, любой) из вас сможет его выполнить. Напротив (нашего, своего) дома он посадил липу. (Всякий, весь) день он ходил на вокзал. (Его, свое) пальто он оставил в гардеробе.

Задание 3. Исправьте ошибки в выборе местоимений.

1. Мальчик теперь сирота: отец умер, когда ему было три года.

2. Сзади его шла нагруженная вещами телега.

3. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

5. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошо отдохнуть.

6. Больной попросил сестру налить себе воды.

7. Первое выступление артистки принесло ей большой успех.

8. И от ней можно было ждать многого.

9. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.

10. Жилец попросил дворника отнести вещи к себе.

11. Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад.

12. Партнерские отношения развивались таким образом, что они были выгодными для лиц, курировавших наиболее важные отрасли народного хозяйства, и, может быть, даже являлись для них единственным условием движения вперед.

13. Вся команда собралась у тренера и просила предоставить им следующие два дня для отдыха.

14. Адъютант скомкал записку, закурил сигарету, потом бросил ее в мусорную корзину.

Употребление форм глагола

Задание 1. Выберите правильный ответ.

Он часто (кладет, ложит) вещи на стол. Я (ощущу, смогу ощутить) это, когда сам испытаю нечто подобное. Я (победю, смогу победить, одержу победу). Я (убеждю, убежу, смогу убедить, сумею убедить) его в правильности решения. Результаты (подытоживались, подытоживовались). Он (откликается, откликался) на события окружающей жизни и (отмечал, отмечает) зарождающиеся в ней явления. Чтобы правильно (составить, составлять) документы, необходимо тщательно (изучить, изучать) документоведение. В центре повести представитель (нарождающегося, нарождающего) класса. На собрании были представители всех отделов, за исключением двух сотрудников, (отсутствовавших, отсутствующих) по уважительной причине.

Задание 2. Исправьте предложения.

Семена подсолнуха дробятся, разминаются, отмываются холодной водой от примесей. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах. Где вы слыхали об этом? Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды. Не махай так сильно руками. Цветок без воды сохнул в вазе. Магазин закрывается ровно в восемь вечера. Собранный урожай отправляется в разные уголки нашей страны по железной дороге, по воздуху, по воде.

Задание 3. Исправьте ошибки в употреблении причастий.

Мама, уже вытеревшая всю посуду, с удивлением смотрела на меня. Васька, ушибивший ногу, горько плачет. Девочка, уже заплевшая косу, ждет сестру. Это оказался медведь, забревший в чащу леса. У меня все уже давно убрато. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что один мешок порватый и из него сыпется зерно. Ветер сорвал оставшие на деревьях листья. На страну напала белая армия, прогнанная из России. Это была сцена, запоминаемая на всю жизнь. Ей очень идут постриженные волосы. Наука опирается на достижения и открытия предшествующих поколений. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами обновленной труппы театра. Наша регулярно выпускающая стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес. Здесь противопоставлены: Буревестник, олицетворяющий пролетариат, стремящийся к революции и видящий в ней единственный выход, и глупый Пингвин, олицетворяющий мещанина-обывателя, прячущийся от грома, боящийся надвигающейся, хотя и не угрожающей ему бури-революции, беспокоящийся только о своей безопасности. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

Читайте также:  Акпп когда должен ехать на передач

Задание 4. Исправьте ошибки в употреблении деепричастий.

Живя около моря без воды, сигналы в редакции были неоднократные. Троекуров, ходив по залу большими шагами, заглянул в окно. Сестра, не ожидав такой встречи, удивилась. Наловив рыбу, у нас кончились червяки. Давши котенку молока, девочка уложила его спать. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. Все изложение книги сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. От науки требуются такие советы, применив которые, получилась бы польза в практической работе. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

Строй простого и сложного

предложений

Задание 1. Найдите правильно построенные предложения.

1. Имеет место отсутствие необходимого оборудования для производства.

2. Уже в течение двух недель идет изучение вопроса.

3. Уже две недели изучается эта проблема.

4. Имеет место отсутствие нужных доказательств.

5. В последнее время имеет место неявка на работу и регулярные опоздания отдельных сотрудников.

6. Большую роль имеет наличие производственного опыта.

7. Большую роль играет производственный опыт.

8. Он в офисе директор.

9. Он в офисе директором.

10. Глаза его прикрывали стекла очков.

11. Затемненные стекла очков закрывали его глаза.

Задание 2. Исправьте предложения, объясните ошибки.

Довожу до Вашего сведения, что Кузнецов В.И. отказался со всеми остальными рабочими произвести осмотр изношенного оборудования, мотивируя недостатком опыта. Дежурный по станции бросил папиросу в печку и, нагнувшись, попытался ее потушить, но это ему не удалось. Кроме спектаклей, артисты примут участие в концертных выступлениях. Наряду с высокой производительностью, новый станок выигрывает от простоты устройства. На предприятии происходит рост производительности труда благодаря применению новейших методов производства. Гражданам, проходящим в помещение библиотеки, верхнюю одежду и калоши должны снимать обязательно. Язык Катерины является наиболее ярким в галерее положительных женских образов А.Н. Островского. Вместе со всеми школами по общей программе проводились экзамены в лицеях и колледжах. Подобно многим другим его произведениям идея этой повести вынашивалась писателем в течение ряда лет. Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией. Ломоносов в юности был рыбак. Эта река всегда спокойна. Для этого класса новая доска слишком широкая. Литературные круги широко готовятся отметить пятидесятилетие деятельности писателя. Маленькая девочка сидела в саду на скамье; старушка подошла к другому концу этой скамейки и внимательно оглядела ее с ног до головы. Боясь грозы, ребенок спрятал голову под подушку и держал ее там до тех пор, пока она не кончилась. Предложено закрепить за как можно большим числом бригад лошадей и инвентарь.

Задание 3. Исправьте предложения, объясните ошибки.

Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. Теплый дождик смочил посевы, в котором так нуждались посевы. Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал головой. Мцыри – это грузинский юноша, в детстве который был взят в плен русским генералом. В коробке лежали пуговицы, сломанные брошки, иглы, булавки, но на дне ее лежал старый металлический флажок. О Хлестакове отзывались, что у него ученая голова. Когда Гринев поправился, он сказал Маше, что я посылаю письмо и жду родительского благословения.

Согласование сказуемого с подлежащим

Задание 1. Выберите правильный вариант.

Большинство студентов нашей группы успешно (защитили, защитило) курсовой проект. Еще один ряд предложений (возник, возникли) у главного инженера. Меньшинство сотрудников все-таки (проголосовало, проголосовали) против. (Засеяно, засеяны) сто двадцать гектаров. Несколько сотрудников (отказались, отказалось) от сверхурочной работы. Три заявления (лежали, лежало) на столе. Тридцать два человека (работало, работали) на новом участке. Сто сорок один депутат (участвовал, участвовали) в работе сессии. На строительство нового объекта (получен, получено) миллион долларов. Тысяча человек (отправилась, отправились) на переподготовку. (Прошли, прошло) полтора часа. Многие студенты нашего вуза (работали, работало) летом на производстве. Много сотрудников этого предприятия (прошло, прошли) переподготовку в связи с требованиями, предъявляемыми к современному специалисту. (Новый, новая) эколог нашего города (выступила, выступил) с заявлением. Группа студентов-первокурсников (занимается, занимаются) в спортзале. Собака Кинг (пропал, пропала) два дня назад. (Прошли, прошло) четыре дня, обусловленные контрактом. Администрация завода, особенно замдиректора и главный инженер, много времени (уделяют, уделяет) решению социальных проблем. (Построено, построены) три новых дома для переселенцев. Абсолютное большинство хорошо (подготовлены, подготовлено) к сдаче экзаменов. Двое других свидетелей (подписали, подписало) протокол. В Москву (было свезено, были свезены) девяносто тысяч пудов колокольной меди.

Задание 2. Выберите правильные варианты.

Фирма «Иванов и К» образована совсем недавно. «Иванов и сыновья» образованы два года назад. «Волгоградская шина» выбралась из долговременного кризиса. Предприятие «Волгоградская шина» выплатило все долги. «Московские новости» выходит раз в неделю. Газета «Московские новости» завоевала популярность своих читателей. Плащ-палатка лежала в свернутом виде. Стенд-витрина отражал основные направления деятельности нашего предприятия. Витрина-стенд помещена в вестибюле.

Задание 3. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал.. нормы по лыжам. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принима..тся администрацией школы. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал.. на экзаменах глубокие знания. Установлен.. три новых мировых рекорда. Сорок два станка неумолчно гудел.. и равномерно вздрагивал… Много детей был.. больн.. гриппом. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил.. о нашем приходе. Такси стоял.. у ворот дома. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был.. отложен.. для них. Ты и твои друзья окаж.. нам помощь и на этот раз. Несколько дам скорыми шагами ходил.. взад и вперед по площадке. На концерте выступил.. 21 певица. За моей тележкой четверка быков тащил.. другую. Сережа с Петей долго ждал.. возвращения матери.

Задание 4. Исправьте предложения, объясните ошибки.

Ряд столов стояли посередине аудитории. Пять учеников подошло к экзаменационному столу. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе. На совещание прибыли пятьдесят один делегат. Тысяча человек отправилось в турне. Прошли сто лет. На экскурсию пошли всего десять школьников. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно. Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики. Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах. Секретарь выдала нам нужные справки. «Война и мир» написаны Л.Н.Толстым. Недавно у нас открылось новое кафе-столовая. Никто, даже самые способные ученики, не могли решить эту задачу. Правление клуба, в том числе председатель и его заместитель, много сделали для организации этого вечера. Группа студентов во главе с профоргом и старостой активно помогали преподавателям в проведении дня открытых дверей. Администрация школы, особенно директор и завуч, много сделали для организации летнего отдыха детей. Печать, в частности стенные газеты, уделяют много внимания вопросам культуры. Врач прописала ребенку новое лекарство. РЭУ начал оформлять документы на приватизацию квартир. Брат или сестра помогут мне устроиться на работу. Мать с детьми уехали в деревню.

Согласование определений и приложений

Задание 1. Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определения с определяемыми словами.

1. Три (соседних, соседние) здания были построены недавно.

2. Квартира делилась на две (неравные, неравных) части.

3. (Первые, первых) два места поделили российский гроссмейстер и венгерский мастер.

4. Город был открыт для ветров с северной и восточной (сторон, стороны).

5. Первая и вторая (половина, половины) встречи прошл.. в исключительно быстром темпе.

6. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета, факультетов).

7. Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазами, глазом).

8. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области, областях).

9. Ученик старательно записывает в тетрадь глаголы I и II (спряжения, спряжений).

Задание 2. Согласуйте определения с определяемыми словами, допишите окончания.

1. Загоревш.. и окрепш.. брат и сестра вернулись из деревни.

2. Он с гордостью говорил об успехах сво.. сына и дочери.

3. Реставрированн.. музей и галерея открыты для посетителей.

4. Языков.. краткость и точность – вот на чем основывается мастерство писателя.

5. Наш.. наука и культура нуждаются в государственной поддержке.

6. Экспонаты были размещены в больш.. зале и коридоре.

7. Проводится конкурс на решение шахматн.. этюда и задачи.

8. Пушист.. верба и черемуха встретили нас на краю деревни.

Задание 3. Допишите, где нужно, окончания в приложениях – географических названиях.

Некоторые случаи управления

Задание 1. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Докладчик оперировал с непроверенными данными.

2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

3. Русские народники в последней трети XIX века рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития.

4. Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с ними.

5. Ответ по заявлению был получен немедленно.

6. После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле нарушения дисциплины.

7. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам.

8. Посевы производились согласно указаний агронома.

9. Мой брат недавно вернулся с Крыма.

10. В выходной день мы с товарищем были в опере.

Задание 2. Укажите, правильно ли выбран падеж дополнения при глаголе с отрицанием в следующих предложениях.

1. Некоторые ученики не выполняют домашние задания.

2. Успехи наших физкультурников не должны заслонять недостатки, которые все еще имеются.

3. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка.

4. Было бы неправильным отрицать наличия положительных сторон работы.

5. Некоторые мастера не приняли участие в розыгрыше первенства республики по шахматам.

6. Мальчик не боялся свою маму, хотя она была довольно строгая.

7. К сожалению, я не часто получаю писем из дому.

Задание 3. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Мать сильно беспокоилась за сына.

2. Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.

3. Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды.

4. Нельзя было смириться с недостатками.

5. К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе.

6. Мы наблюдали за солнечным затмением.

7. Мальчик бросил камнем в воду.

8. Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе?

9. Необходимо своевременно обеспечить школам достаточное количество топлива на зиму.

10. Успокойтесь, выпейте воду.

11. В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работы.

12. Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия.

13. Проверка деканата работы группы установила ряд недостатков.

14. Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов.

Задание 4. Определите, какого управления требуют приведенные ниже слова.

Беспокоиться, тревожиться за кого-нибудь, о ком-нибудь
Упрекать, порицать в чем-нибудь, за что-нибудь
Удивляться, удивлен чему-нибудь, чем-нибудь
Превосходство, преимущество над чем-нибудь, перед чем-нибудь
Уверенность, вера во что-нибудь, в чем-нибудь
Оплатить, заплатить что-нибудь, за что-нибудь
Касаться, относиться кого-нибудь, к кому-нибудь
Препятствовать, тормозить что-нибудь, чему-нибудь

Предложения с однородными членами

Задание 1. Отметьте неправильное употребление однородных членов предложения, предлогов.

1. Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.

2. Ваш рацион должен включать различные фрукты и овощи.

3. На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес.

4. В срок сданы жилые объекты, документация на них, квартиры для сотрудников.

5. Ураган разрушил жилые постройки, пляжные домики, ангары для катеров.

6. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

7. Жильцы требовали ликвидировать неполадки и сделать ремонт.

8. Организована производственная практика студентов на заводах, промышленных объектах и фирмах-производителях стройматериалов.

9. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

10. В соревнованиях принимали участие представители разных вузов города: строительный университет, экономическая академия, железнодорожный университет.

11. На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях была развернута широкая реклама.

12. Назойливая реклама в магазинах, транспорте, на улице раздражает.

Задание 2. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Укажем место Пушкина в истории русской и мировой литературы, его роль в создании русского литературного языка, особенности «онегинской строфы».

2. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны.

3. Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках.

4. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах.

5. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

6. Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники школы, а также учащиеся восьмых классов.

Читайте также:  Автосигнализация с встроенной can шиной

7. В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и др.

8. Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны.

9. Работа железнодорожников ведется в соответствии и на основе утвержденного графика.

10. Книга пользуется большим успехом и интересом не только в нашей стране, но и за рубежом.

11. Художник восхищается и любит щедрую и богатую природу.

12. В стихах Пушкина выражается уверенность и любовь к будущему России.

13. Общение с крестьянами и их обычаи убедили Тургенева в духовном богатстве простого человека.

14. Больше всего я люблю бананы, субботу и гимнастику.

15. Люди и дети будут радостные ходить по улицам.

Задание 3. Найдите лишние слова в рядах однородных членов.

1. Враги хотели поработить свободный, вольный и счастливый народ.

2. Многие города и села, населенные пункты были превращены в руины и развалины.

3. Инструменты и напильники всегда должны быть под рукой.

4. На читательской конференции обсуждались произведения молодых писателей и драматургов.

Зачетная работа №1

Найдите в приведенных предложениях нарушения норм русского литературного языка, дайте правильный вариант, определите тип ошибки.

1. В то утро бабушка испекла в русской печи пышные, румяные хлеба.

2. Котлеты были уже давно поджаренные, но дети все не шли ужинать.

3. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.

4. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.

5. Он был отважным человеком, а не сумасшедшим и не преступник, как кажется вначале.

6. Обе спортсменки, выступающие на вчерашних соревнованиях, получили призы.

7. Когда спектакль закончился, все артисты вышли на сцену и кланяются.

8. Я хотел бы отметить, к чему приводит неосторожность детей и подростков, катаясь на льду, хотя лед еще некрепкий.

9. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н.Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.

10. Как писала мать Раскольникову, что Дуня готова на все, чтобы помочь брату.

11. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.

12. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности этой организации.

13. Согласно распоряжения директора срок представления отчетности истекает первого марта.

14. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.

15. Два инфаркта подорвало его здоровье.

16. Мне кажется, что А.С.Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси.

17. Мы видим, какие мысли и страдания терзало сердце поэта.

18. Для Блока все старое, все образы старого мира – враждебно.

19. Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой культуре.

20. Самая любимейшая героиня Толстого – Наташа Ростова.

21. Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего.

22. Чуткий художник, Тургенев откликается на все события окружающей жизни и отмечал только зарождающиеся в ней явления.

23. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.

24. На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.

25. Взгляды поэта в ранний период творчества находились под влиянием иллюзий, возникавших у деятелей раннего периода декабризма, об освобождении крестьян гуманным и просвещенным государем.

26. Лермонтов ставит перед собой задачу показать, какова же судьба молодого поколения, какие настроения типичны для них.

27. Пережитые им страдания наложили отпечаток в его душе.

28. Лермонтов печалится по поводу незавидной участи своих современников и говорит, что «Печально я гляжу на наше поколенье».

29. Образ Петра появляется во многих произведениях Пушкина, восхищаясь и оценивая его.

30. Достоевский показывает, как нарождавшийся капитализм приносит в Россию нищету, унижения, страдания.

31. Представители дворянства и власти показаны Гоголем очень ярко.

32. Действия романа разворачиваются как в мирное время, так и во время войны.

33. В повести разворачиваются события, о возможности которых читатель и представить не мог.

34. Андрей написал Наташе, что если хотите, то можете считать себя свободной.

35. Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое, кажется, что уже не работает.

36. Дети читали только французские книги, в частности Наташа.

37. Городничий говорит собравшимся, что «к нам едет ревизор».

38. Купив вещь без примерки, дома она вам может не подойти.

39. Он пошел на это вопреки своего желания, просто позволил себя уговорить.

40. В поэме отражен конфликт между народом и их угнетателями.

41. Собакевич так расхваливал своих умерших крестьян, что как будто они живые.

42. В зале я увидел троих девушек.

43. От науки требуются советы, применив которые, получилась бы польза в практической работе.

44. Пролетая над городом, летчиком были сброшены листовки.

45. Сертификаты были выданы двухстам тридцати пяти выпускникам училища.

46. Важно следить и анализировать процессы, происходящие в современном обществе.

47. Это был человек, верящий в добро и справедливость и который искренне старался принести пользу обществу.

48. Задумав изучить жизнь животных, Гржимеку удается поехать в Африку.

49. Мы далеко еще не знаем всех тайн подводного царства.

50. Необходимо гораздо больше внимания уделять на повышение культурного уровня современной молодежи.

51. Слушая меня, она всегда ложила руки на стол, как прилежная ученица.

52. Городская общественность широко готовится отметить юбилей нашего города.

53. Важно изучать условия жизни человека и как они связаны с процессами, происходящими в обществе.

54. Проснувшись, у меня возникло странное чувство: казалось, что мой сон непременно сбудется.

55. По сообщениям газет, вскоре граждане будут оплачивать за квартиру значительно больше, чем сейчас.

56. Для выполнения этого упражнения ляжьте на коврик на пол.

57. С обоими претендентками на звание «Мисс Россия» я познакомился в весьма необычной обстановке.

58. Все посылки, отправляющиеся в Америку, проходят строгий эпидемиологический контроль.

59. Трудно передать мое восхищение путешествием по сказочной Индии, а Дели просто поразило мое воображение богатством красок и многообразием контрастов.

60. С двумястами пятидесятью граммами нарезанной колбасы и булкой хлеба мы гордо отправились в гости.

61. Елена не производила впечатление тихони, застенчивость вряд ли была для него свойственна.

62. Необходимо осуществлять постоянное руководство и контроль за деятельностью предприятий, относящихся к сфере оборонной промышленности.

63. На чемпионате мира по художественной гимнастике весь пьедестал почета был наш: трое спортсменок получили серебряную, золотую и бронзовую медали.

64. Многие участники конгресса приехали с самых отдаленных районов.

65. Выполнение этого задания предполагает знание правила правописания корней с чередующими гласными.

66. Многочисленные агентства сегодня берут на себя подбор и руководство кадрами.

67. Мировоззрения моего приятеля сильно изменились за то время, что мы не виделись.

68. Президент указал о том, что переход к следующему этапу военных действий произойдет в декабре.

69. Генерал отметил, что наступление наших войск на позиции чеченских сепаратистов будет развернуто к первому ноябрю.

70. Популярный телеведущий дал разъяснение о смысле указа Президента.

71. У меня, к сожалению, нет соответствующих туфлей, чтобы пойти на вечеринку.

72. Во МХАТ были поставлены почти все пьесы Булгакова.

73. Отправившись на практику, у студентов был большой интерес к предстоящей работе.

74. Абитуриенты, успешно сдавшие экзамены и которые набрали достаточное количество баллов, будут зачислены в университет.

75. Заговорив об этих неприятных вещах, он словно наступил на мой больной мозоль.

76. Не только пьесы Булгакова, а также и его проза написаны необыкновенно смело.

77. Узнав о катастрофе гражданского самолета, президент выразил сожаление случившимся.

78. Друга Холмса, доктора Ватсона, традиционно представляют в клетчатой кепи.

79. Народ выбирает депутатов, чтобы защищать их гражданские права, рассматривать и принимать законы.

80. Наиболее запоминающее впечатление от поездки – посещение горного озера.

Употребление синонимов

Задание 1. К каждому слову подберите синоним.

Бежать, безупречный, важный, воплощать, впечатление, гуманный, дилетант, иносказательный, исчерпывающий, ландшафт, мотивировать, негативный, описывать, плодотворный, превалировать, примечания, расплывчатый, реорганизовывать, рецензия, ругать, самобытный, свидетель, своеобразный, секретный, старательный, таинственный, тактичный, тенденциозный, тождественный, тревожиться, убедительный, увлекательный.

Задание 2. Подберите по 2-3 русских синонима.

Антипатия, экспорт, аргумент, дебаты, инцидент, приоритет, симптом, анализ, игнорировать, нонсенс, медикаменты, вестибюль.

Задание 3. Продолжите синонимический ряд.

Задание 4. Вычеркните «лишнее» в синонимическом ряду.

Выразить, сформулировать, назвать, придумать.

Воплотить, реализовать, привести, осуществить.

Употреблять, использовать, находиться, применять.

Храбрый, веселый, отважный, бесстрашный.

Обаятельный, смешной, очаровательный, неотразимый.

Мысли, думы, размышления, чувства.

Задание 5. Сгруппируйте слова в синонимические ряды.

1. Баталия, бездна, бой, крепость, мануфактура, масса, материал, материя, множество, обилие, побоище, пропасть, прорва, сеча, сражение, твердыня, ткань, тьма, укрепление, уйма, цитадель.

2. Энергичный, слабый, безвольный, активный, смелый, заносчивый, деятельный, храбрый, высокомерный, инициативный, мягкотелый, бесхарактерный, мужественный, предприимчивый, слабовольный, надменный, отважный, гордый, бесстрашный.

Задание 6. Составьте словосочетания со словами-синонимами, приведенными ниже, и словами, данными в скобках.

Лечебный, лекарственный, целебный (источник, трава, учреждение, сила, средство, грязи, препарат, растение).

Старый, старинный, древний (друг, обычай, язык, книга, предание, режим, дуб, времена, квартира).

Тихий, беззвучный, безмолвный (голос, плач, ночь, городок, согласие, смех, тишина, поля, жизнь).

Задание 7. Составьте словосочетания с синонимами из приведенных рядов.

Преимущество, превосходство, преобладание, первенство.

Влажный, мокрый, сырой, промозглый.

Дерзкий, наглый, нахальный, вызывающий.

Кроткий, добродушный, мягкий, смирный, незлобивый.

Неизвестный, незнакомый, безвестный, неведомый.

Необъятный, непомерный, огромный, большой, крупный, грандиозный, громадный.

Задание 8. Составьте предложения с синонимами из приведенных рядов.

1. Близкий, ближний, близлежащий; смежный, соседний.

2. Прилежный, работящий, старательный, трудолюбивый, усердный.

3. Выдающийся, замечательный, знаменитый, известный, славный.

4. Аккуратный, опрятный, чистоплотный.

5. Бесполезный, излишний, напрасный, тщетный.

6. Броситься, рвануться, кинуться, метнуться, ринуться, устремиться.

7. Возникать, зарождаться, начинаться, появляться.

8. Думать, мыслить, размышлять, рассуждать, соображать.

9. Защищать, оберегать, оборонять, ограждать, отстаивать, охранять.

10. Горевать, грустить, печалиться, скорбеть, тосковать, тужить.

Задание 9. Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов.

1. Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

2. Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.

3. Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.

4. Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

5. Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие.

6. Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.

7. Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнем.

Задание 10. Выделите в синонимических рядах прилагательных основное слово (доминанту).

1. Расфуфыренный, разряженный, нарядный, разодетый, расфранченный, щеголеватый.

2. Мудрый, башковитый, умный, мозговитый, премудрый, вещий.

3. Очаровательный, прелестный, обаятельный, пленительный, чарующий.

Задание 11. Укажите смысловые различия и стилистическую окраску приведенных глаголов-синонимов.

1. Улыбнуться, усмехаться, ухмыляться, осклабляться, смеяться, хохотать, хихикать, прыскать, заливаться, покатываться, зубоскалить.

2. Уплетать, уписывать, уминать, наворачивать, уничтожать, рубать, молотить, глотать, лопать, наброситься, нажать.

3. Спать, отдыхать, почивать, дремать, дрыхнуть.

Задание 12. Определите роль выделенных глаголов-синонимов: усиление действия, противопоставление, уточнение и т.д.

1. Федя живет в большом деревянном доме вдвоем с женой. Зовут жену Еленой, а он ее почему-то все время величает Егоровной.

2. Обильный ливень зашумел, загудел, забушевал вокруг нас вместе с ветром, и все мгновенно расплылось, исчезло в водянистом тумане.

3. Он не ел, а вкушал.

4. Мы привычно говорим: телевидение вошло в наш быт. Вернее было бы сказать: не вошловорвалось.

Задание 13. В синонимических рядах найдите причастия, употребленные в переносном значении. Составьте с ними предложения.

1. Актуальный, современный, животрепещущий, наболевший, назревший, жгучий, острый.

2. Бессмертный, неувядающий, немеркнущий, нетленный, вечный.

Употребление антонимов

Задание 1. Подберите антонимы к приведенным словам.

Вежливый, вечность, возникать, гигант, движение, естественный, забывать, завязывать, знание, искренность, истина, красивый, мирить, надевать, находить, оптимизм, победа, приближать, свет, свобода, создавать, трагический, утверждать, храбрый, цивилизация, частый, бодрствовать, волновать, любить, разрушать, ругать, слава, трусость, радость, награда, война, крутой, молчаливый, просторный, острый, дерзкий, много, всегда, небрежно, внутри, раньше, трудолюбивый, сознательный, организованный, энергичный, волевой, инициативный, добросовестный, бесстрашный, абстрактно, пассивно, важно, всерьез, густо, днем, мягко, наружу, нежно, смело, сухо.

Задание 2. Подберите антонимы к словам, учитывая их многозначность.

Близкий, легкий, тупой, полный, краткий, зеленый, кислый, высокий.

Задание 3. Вычеркните неправильно подобранные антонимические пары.

1. Правда – ложь; солдат – офицер; добрый – злой; говорить – молчать; хлеб – булка.

2. Родной – чужой; густой – редкий; дерево – куст; веник – швабра; большой – маленький.

3. Белый – зеленый; день – ночь; цветок – дерево; единственный – многочисленный; плакать – смеяться;

4. Солнце – земля; хороший – плохой; умный – глупый; стол – стул; паркет – линолеум.

5. Просторный – тесный; берег – море; высокий – низкий; ранний – поздний; люстра – бра.

6. Смешной – веселый; утро – вечер; радоваться – горевать; ускакать – уехать; ускорять – замедлять.

Задание 4. В данных выражениях определите стилистическую роль антонимичных существительных.

1. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л.Толстой)

2. Невозможное сегодня станет возможным завтра. (К.Циолковский)

3. Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство. (И.Гончаров)

Задание 5. Найдите антонимы, докажите их организующую роль в содержании и структуре фразы.

1. Ему казалось, что сосредоточенные его мысли разбились, как стекло, и он вновь еще более одинок, но одиночество это не темное и мертвое, как прежде, а живое и злое. (А.Н.Толстой)

2. Только правда, как бы она ни была тяжела, легка. (А.Блок)

Задание 6. Укажите глаголы-антонимы, которые являются ключевыми словами в высказываниях.

1. Люди учатся, как говорить, а главная наука – как и когда молчать. (Л.Толстой)

2. Нельзя быть учеником всю жизнь. Человек не может все время брать от общества, придется и отдавать когда-то. (Из журнала.)

Задание 7. Допишите пословицы с наречиями-антонимами.

Употребление паронимов

Задание 1. Составьте словосочетания с приведенными паронимами.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

То, что вы хотели знать